Ссылки для упрощенного доступа

Истории Запада и Востока. Музей полиции Испании


Программу ведет Олег Винокуров. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Виктор Черецкий .



Олег Винокуров : В испанском городе Авила, в 100 километрах к северо-западу от Мадрида, есть музей полиции, один из самых старых в Европе. В этом музее побывал наш мадридский корреспондент Виктор Черецкий.



Виктор Черецкий : Музей полиции в Авиле появился в начале прошлого века. Первоначально это была всего лишь одна, правда, довольно большая, комната при полицейской академии, куда свозили со всей страны разные диковины - в основном конфискованные у преступников приспособления для грабежей, типа сверхмощных «фомок», или сверлильных машин для вскрытия сейфов, или самодельного огнестрельного оружия. Здесь, к примеру, есть пистолет середины XIX столетия с тремя направленными в разные стороны стволами. Выстрелом из такого пистолета его изобретатели рассчитывали застрелить сразу трех полицейских. Другая «оригинальная вещица» - портсигар с вмонтированным потайным револьвером, муляж бутерброда, начиненного взрывчаткой, и даже приспособление для кражи лампочек с уличных фонарей. Последнее изобретение относится к 50-м годам ХХ века, когда лампочки в Испании были в дефиците, стоили дорого, и их перепродажа приносила хороший доход. Воровское устройство представляет собой длинную палку, на конце которой смонтировано захватывающее лапочку устройство, позволявшее прямо с земли, не влезая на столб, аккуратно ее выкрутить. Рассказывает сотрудник музея Армандо Гонсалес:



Армандо Гонсалес : Первоначально музей был создан, чтобы знакомить молодых полицейских с трофеями, добытыми в борьбе с преступным миром. Но со временем он стал пополняться материалами о самой полиции - рассказами о знаменитых сыщиках, полицейских, погибших на посту, материалами о раскрытии громких уголовных дел.



Виктор Черецкий: Не забыты музеем и четвероногие помощники полицейских. К примеру, пес Хассо, натасканный на поиск наркотиков, десять лет безупречно служил в полиции. С его помощью удалось обнаружить тонны наркотического зелья, которые контрабандисты пытались доставить в Испанию. Кроме того, Хассо был постоянным победителем различных состязаний поисковых собак, задействованных в подразделениях по борьбе с наркотиками. Когда пес умер в 1990 году, из него сделали чучело и установили в музее.


Экспонаты рассказывают об эволюции методов работы полиции. К примеру, первые учетные картотеки на преступников появились в Испании в 1896 году. В них фиксировались, помимо всего прочего, привычки этих деятелей, их антропометрические данные, особые приметы, включая длину ушей, описание физиономии и даже одежды, которую они обычно носили. Сотрудник музея Армандо Гонсалес:



Армандо Гонсалес : Отметим, что испанская полиция вполне заслужила собственный музей. Во все времена у нее было работы, хоть отбавляй! XIX век оставил во всемирной литературе память о разбойниках-«бандолерос», обитавших в горах южной Испании. В ХХ веке стал знаменит на весь мир испанский вор Элеутерио Санчес Родригес по кличке «Луте». Прославился он до такой степени, что известная группа «Бони Эм» посвятила ему одну из своих песен, а в Испании о нем создан фильм. Луте совершал удивительные по дерзости налеты на ювелирные магазины, а после ареста осуществил несколько не менее дерзких побегов.



Виктор Черецкий : Кстати говоря, Луте здравствует и поныне, правда, он сменил профессию. Отбывая 18-летний тюремный срок, он выучился заочно на юриста. А, выйдя из тюрьмы, знаменитый вор сделался преуспевающим адвокатом. Как такому человеку не посвятить стенд в музее?


Его представитель рассказал, что отдельная экспозиция создается сейчас и о полицейской операции против самого знаменитого в последние годы банковского грабителя по имени Хайме Хименес Арбе, по кличке «Одиночка». Он всегда действовал один. За 13 лет совершил около 40 вооруженных налетов на финансовые учреждения. На допросе после ареста минувшим летом «Одиночка», мать которого до недавнего времени была депутатом поселковой мэрии от компартии, заявил, что «экспроприировал» банки не в корыстных побуждениях, а из классовой ненависти, чтобы отомстить им за их, как он выразился, ростовщичество.



XS
SM
MD
LG