Программу ведет Евгения Назарец. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Санкт-Петербурге Татьяна Вольтская.
Евгения Назарец: Петербургские экологи встревожены судьбой Ястребиного озера и других карельских озер, испытывающих натиск промышленности. В воскресенье у Финляндского вокзала даже был разбит городок в знак протеста против нарушения договоренностей с властями, достигнутых в прошлом году.
Татьяна Вольтская: О Ястребином озере заговорили ровно год назад, когда стало известно, что одна из добывающих компаний собирается взрывать территорию недалеко от озера для строительства карьера. Тогда первой тревогу забила инициативная группа при петербургской Федерации альпинизма, скалолазания и ледолазания и жителей Приозерского района. Они предположили, что новый горнопромышленный комплекс по добыче строительного камня всего в 5 километрах от природного памятника "Озеро Ястребиное" способен причинить серьезный ущерб природоохранной зоне вблизи населенных пунктов поселка Кузнечное со стороны Ленинградской области и поселка Куликово со стороны Карелии. Экологи указывали на то, что строительство завода вызовет сильную запыленность территории, а этот фактор обязательно станет причиной увеличения числа легочных заболеваний у местных жителей, гибели растений и исчезновения редких видов животных. Ястребиное озеро - место уникальное, - говорит председатель экологической организации "Зеленый мир" Олег Бодров.
Олег Бодров: Это излюбленное место альпинистов, скалолазов. Там неоднократно проходили соревнования, привлекающие большое количество людей. Ястребиное озеро - колыбель скалолазания Петербурга и области. Очень красивое место. Если это начнется, добыча камня, я думаю, это очень глупое решение, которое приведет к утрате национальной жемчужины, это все равно, что в центре Сочи поставить атомную станцию или добывать уголь.
Татьяна Вольтская: Летом и осенью прошлого года Ястребиное удалось отстоять. Вмешался губернатор Ленобласти Валерий Сердюков, который потребовал на уровне закона запретить любую добычу ископаемых в заповедной зоне. Он сослался тогда на большой резонанс, возникший в обществе, а также на то, что эта территория имеет огромное экологическое значение, и для бюджета Карелии будет выгоднее развивать там туризм, чем разрабатывать карьеры. Глава республики Сергей Катанандов присоединился к мнению Сердюкова, от идеи строительства завода отказались, у нескольких компаний отобрали лицензии. И вот сегодня активисты движения в защиту озера Ястребиное говорят о том, что старые проблемы возродились из пепла. Все обещания забыты, готовится проведение повторных общественных слушаний по карьеру компании "Капрон-транзит", который предполагается строить в 1,5 км от Ястребиного. Еще несколько компаний сумели вернуть свои лицензии и снова активно продвигают свои проекты. Почему так произошло? Дело в том, что лицензии были отобраны только потому, что они были незаконно выданы, причем не по вине самих компаний. А политические решения областных руководителей о создании охранной зоны остались только на словах, - объясняет юрист Центра экологических инициатив ЭКОМ Дмитрий Афиногенов, работающий вместе с движением в защиту озера Ястребиное.
Дмитрий Афиногенов: Компании тем временем подали в суд, и они снова получают эти лицензии, делают на этот раз все законно, и поскольку никакого охранного статуса у территории нет, они снова на этот же участок получают разрешение на разработку карьеров.
Татьяна Вольтская: Что же делать в этой ситуации?
Дмитрий Афиногенов: Мы собираемся по-прежнему додавлить губернаторов, чтобы они начали создавать там охранную зону. Только в таком случае можно защитить от каких-то природоресурсных проектов.
Татьяна Вольтская: В понедельник глава Республики Карелия Сергей Катанандов, будучи в Петербурге, заявил, что не позволит строительства карьеров, пока не будут определены границы национального парка. Но озеро Ястребиное - не единственное проблемное озеро в Карелии. Экологи говорят об уничтожении и деградации природных комплексов Карельского перешейка и карельского Приладожья, где идет захват береговой линии и вторжение промышленных объектов, леса вырубаются, берега превращаются в свалку или оказываются за заборами частных владений. Олег Бодров...
Олег Бодров: Идет "откусывание" земель от территорий заказников и их продажа. Например, территория водно-болотного угодья международного значения "Лебяжье" по сравнению с советскими временами уменьшилась в два раза, территорию распродают компании, которые имеют офисы в Москве. И вот только сейчас местное население воспротивилось этому.
Татьяна Вольтская: Олег Бодров говорит о настоящей войне с властями местного населения, которое пытается отстоять еще не захваченные земли.