Ссылки для упрощенного доступа

Компенсация за гибель солдата срочной службы - 100 тысяч рублей


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Олег Павлов.



Александр Гостев : В Казани Ново-Савиновский районный суд принял решение выплатить отцу погибшего солдата срочной службы 100 тысяч рублей. Раиль Бикмухаметов покончил с собой, не выдержав побоев и издевательств со стороны сослуживцев. Родители Бикмухаметова намерены опротестовать судебное решение. Рассказывает корреспондент Радио Свобода Олег Павлов.



Олег Павлов : 29 апреля Ново-Савиновский районный суд Казани постановил выплатить отцу погибшего солдата Раиля Бикмухаметова 100 тысяч рублей в счет компенсации морального вреда. 19-летний солдат из Татарстана проходил срочную службу на Сахалине. В конце 2006 года его родителям, которые живут в Чистополе, небольшом городке на Каме, сообщили о гибели сына. Рассказывает Игорь Шолохов, руководитель Казанского правозащитного центра.



Игорь Шолохов : Сын приехал в цинковом гробу из Южно-Сахалинска. Родители понимали, что что-то тут не то. Он просто так не мог сам на себя руки наложить, чтобы беспричинно он повесился, то есть он не тот был человек. У них стойкое было убеждение, что в этой воинской части происходили какие-то вещи, которые побудили его наложить на себя руки.



Олег Павлов : Раиля Бикмухаметова нашли повешенным за пределами части. Как выяснилось, парень покончил с собой, не выдержав побои и издевательства со стороны сослуживцев.



Игорь Шолохов : Мы нашли адвоката в Южно-Сахалинске. Он представлял интересы родителей Раиля в уголовном процессе. Он принимал участие в следствии, он принимал участие в уголовном суде, дошел до того, что были признаны виновными два сослуживца Раиля - это сержант Чернаков и ефрейтор Гунь.



Олег Павлов : Летом 2007 года виновных в смерти Бикмухаметова приговорили к 4 и 3 годам лишения свободы. Когда приговор суда вступил в силу и был утвержден судом Дальневосточного военного округа, правозащитники составили и направили в суд гражданский иск от имени мамы Раиля Бикмухаметова.



Игорь Шолохов : Первый иск был от мамы Раиля Федаины Галимулловны. Был иск заявлен на 1,5 миллиона рублей, но было удовлетворено только 125 тысяч.



Булат Мухамеджанов : Сначала мы подали иск от имени матери, а затем в виду того, что сумма компенсации была, по сути, ничтожна (125 тысяч рублей), на наш взгляд, это минимум того, что могло дать государство, потому мы решили подать иск и от имени отца тоже.



Олег Павлов : По словам специалиста Казанского правозащитного центра Булата Мухамеджанова, был составлен гражданский иск уже от имени отца погибшего солдата. На этот раз на сумму 500 тысяч рублей.



Булат Мухамеджанов : Мы его направили в Ново-Савиновский районный суд Казани, который 29 апреля 2008 года удовлетворил его лишь частично, то есть он обязал взыскать с Министерства финансов России 100 тысяч рублей в счет компенсации морального вреда.



Олег Павлов : 500 тысяч рублей - это та сумма, которую российские суды обычно присуждают в такого рода делах каждому из родителей. Но суд Ново-Савиновского района Казани, по словам руководителя правозащитного центра Игоря Шолохова, принял иное решение.



Игорь Шолохов : Но наша татарстанская судебная практика, если так ее можно назвать, как бы не в рамках российской. Мы за пределами нашего общероссийского какого-то поля получились. В России - это 500, у нас - 150, 125, 100 тысяч. Таким вот образом.



Олег Павлов : Ни родители Раиля Бикмухаметова, ни правозащитники таким решением суда недовольны. Отец погибшего солдата, Рамиль Бикмухаметов, считает назначенную сумму компенсации обидной.



Рамиль Бикмухаметов : У этого судьи или детей нет, или этот судья не знает, что такое горе в семье, когда я потерял половину здоровья, и сейчас не выздоровел еще. 100 тысяч за жизнь здорового молодца это ни в какие рамки не влезает.



Олег Павлов : Правозащитники намерены такое решение Ново-Савиновского райсуда обжаловать. Но, как признает Игорь Шолохов, шансов добиться увеличения суммы компенсации у них не много.



Игорь Шолохов : Мы обжалуем в Верховный суд, мы будем аргументировать, почему мы считаем, что эта сумма неадекватная тем нравственным страданиям, которые были причинены в связи с гибелью сына, но, я думаю, что у нас перспектив очень мало.



Олег Павлов : Сейчас юристы Казанского правозащитного центра заканчивают подготовку документов для апелляции. Родители погибшего солдата все же верят в справедливое решение Верховного суда.



XS
SM
MD
LG