Ссылки для упрощенного доступа

Результаты проверки хода олимпийского строительства в Сочи специалистами ЮНЕСКО – будет ли включен заповедник в список «Всемирное наследие в опасности»


Ирина Лагунина: В Сочи, где в 2014 году пройдет Олимпиада, побывали представители сразу двух международных организаций: Международного Олимпийского Комитета и ЮНЕСКО. Члены МОК приехали оценить степень готовности олимпийских объектов, а эксперты ЮНЕСКО проверяли, не затрагивает ли строительство спортивных сооружений целостности заповедника «Западный Кавказ», который внесен в список ЮНЕСКО «Всемирное наследие». Рассказывает Любовь Чижова.



Любовь Чижова: Члены координационной комиссии МОК, похоже, остались довольны тем, как продвигается строительство Олимпийских объектов в Сочи: глава комиссии Жан-Клод Килли заявил, что скорость, с которой приступила к делу российская сторона, и работа оргкомитета, произвели на него большое впечатление. Сами российские чиновники оценили свои заслуги на четверку с плюсом – об этом заявил губернатор Краснодарского края Александр Ткачев. И хотя членам МОК опять показали только макеты будущих спортивных объектов, а смета Олимпиады недавно выросла вдвое, у них нет никаких сомнений, что к 2014 году Сочи будет готов к принятию спортсменов и зрителей. Не сомневаются в этом и российские эксперты. Правда, они считают, что если до 2014 года будут решены социальные и экологические проблемы, связанные с олимпийским строительством, волна протестов жителей Сочи и экологов будет нарастать. Социальные вопросы связаны, в основном, с компенсациями за дома в Имеретинской бухте, которые вскоре собираются сносить. В этом месте будет построена главная Олимпийская деревня и ледовые дворцы спорта. А людям до сих пор не дали внятного ответа – будут ли им выплачены адекватные деньги за их землю и дома. Экологические проблемы Олимпиады связаны с тем, что ряд спортивных объектов собираются строить в буферной зоне заповедника «Западный Кавказ», который входит в список объектов ЮНЕСКО «Всемирное наследие». Именно по этой причине на этой неделе в Сочи работала миссия ЮНЕСКО – эксперты пытались понять, действительно ли строительство угрожает заповеднику. Своими ощущениями от общения с зарубежными специалистами поделился руководитель проекта «Всемирное наследие» «Гринпис» в России Андрей Петров…



Андрей Петров: У нас была встреча с Международным олимпийским комитетом, координационной комиссией, которая в Сочи приехала на проверку. Там присутствовал министр природных ресурсов господин Трутнев, присутствовал руководитель оргкомитета Сочи-2014 господин Чернышенко. В общем они высказывали свою позицию. Они почему-то абсолютно уверены в том, что миссия занимает их позицию, наше ощущение несколько противоположное. Потому что у нас была возможность общаться с членами миссии и те мысли, которые они высказывали, мягко говоря, не совсем соответствует тому, что говорит МПР и оргкомитет.



Любовь Чижова: Есть ли у вас информация, где побывали эксперты, куда их возили, что им показывали? И есть ли у вас надежда на то, что они видели то, что вам нужно?



Андрей Петров: Они посетили район Грушевого хребта, самый проблемный, как нам представляется, в связи с проведением олимпиады, где планируется строительство целого ряда объектов на границе Кавказского заповедника. Они совершили облет на вертолете над территорией Кавказского заповедника, у них в плане стояло посещение проблемного района на Лунной поляне - это со стороны республики Адыгея, где ведется активное строительство дорог прямо на территории объекта Всемирного наследия, что совершенно недопустимо. Надеюсь, что они все это видели. В любом случае мы им материалы предоставили, которые у нас были в распоряжении, с фотографиями, картами и так далее. То есть они обладают, как мне кажется, наиболее информацией, то есть они могут сейчас делать совершенно объективные выводы.



Любовь Чижова: Когда предположительно будет готов доклад и какой юридическую силу будет иметь?



Андрей Петров: Этот доклад не публичный, он совершенно рабочий, для служебного пользования, он выносится на рассмотрение комитета Всемирного наследия, сессии. Сессия состоится со 2 по 10 июля в Канаде. То есть члены комитета рассмотрят все рекомендации, которые сделает миссия к этому моменту, и примут какое-то решения по этим результатом. До начала июля о каких-то реальных результатах говорить не приходится, потому что это коллективное решение членов комитета Всемирного наследия. Это 21 страна мира, периодически происходит ротация, разные страны меняются, сейчас определенный набор стран, которые подписали конвенцию Всемирного наследия, 21 государство, вот они будут решать дальнейшую судьбу этого объекта.



Любовь Чижова: Вы сказали, что эксперты принципиально не общаются с журналистами. Почему?



Андрей Петров: Потому что это не входит в формат их работы, они люди не публичные, действительно эксперты, которые должны за время поездки, это, как правило, достаточно краткосрочные поездки, увидеть максимум своими глазами, пообщаться максимум с заинтересованными людьми, то есть собрать максимум материалов и в конце концов выработать какую-то действительно объективную точку зрения на то, что происходит вокруг



Любовь Чижова: Российские чиновники заверили членов олимпийского комитета, что все объекты строятся с соблюдением природоохранного законодательства. Экологи донесли до МОК свою, противоположную точку зрению. Комиссия МОК решила быть «над схваткой»: ее представители заявили, что разрешение спорной экологической ситуации – это внутреннее дело России. Такая позиция наносит ущерб репутации МОК, считает Михаил Крейндлин из российского отделения «Гринпис»…



Михаил Крейндлин: Мы все-таки надеемся, что МОК достаточно серьезно отнесется к этим вопросам, потому что для МОКа вопрос престижа гораздо более важен, чем для России. Они уже достаточно хлебнули проблем с пекинской олимпиадой. Если еще пойдут массовые протесты против сочинской олимпиады, я думаю будет, совсем не в кассу.



Любовь Чижова: Почему эксперты ЮНЕСКО приехали в Сочи на территорию заповедника «Западный Кавказ»? Почему они переживают за его экосистему? Чем она ценна, чем она уникальна?



Михаил Крейндлин: Кавказский государственный природный биосферный заповедник является частью объектов Всемирного природного наследия «Западный Кавказ». В соответствии с конвенцией центр Всемирного наследия ЮНЕСКО совместно с международным Союзом охраны природы и природных ресурсов должны вести мониторинг состояния объектов Всемирного наследия. Конкретно по «Западному Кавказу» они приехали потому, что в первую очередь по информации неправительственных организаций они получили информацию, что в связи с подготовкой к олимпийским играм участку Всемирного наследия «Западный Кавказ» есть угроза принесения серьезного ущерба, его природному комплексу. Этот вопрос поднимался на прошлой 31 сессии комитета Всемирного наследия в июне прошлого года в Новой Зеландии. Точнее, там была несколько более сложная ситуация, он стоял в плане рассмотрения МПО по состоянию объектов «Западный Кавказ». Но российская сторона добилась того, чтобы он был снят с повестки дня на том основании, что рассмотрение это может сильно повредить, повлиять на голосование Международного олимпийского комитета в Гватемале, которое было после этого. Тем не менее, по нашей инициативе вопрос все-таки был поднят на сессии. И хотя никаких решений на тот момент не было принято, кроме одного - направить проверочную миссию Центра Всемирного наследия ЮНЕСКО и международного Союза охраны природы, чтобы эксперты на месте убедились, какая есть реальная ситуация, есть ли реальная угроза объекту Всемирного наследия «Западный Кавказ» в связи с подготовкой к олимпиаде.



Любовь Чижова: Насколько я понимаю, речь идет о Грушевой поляне.



Михаил Крейндлин: Основная проблемная территория, за которую мы спорим – это действительно Грушевая поляна, точнее Грушевый хребет. Эта территория не входит заповедник, это ни в коем случае не оспариваем, но она находится непосредственно на его границе. И раньше это была заповедная зона Сочинского национального парка, где был заповедный режим. Но именно в целях подготовки к олимпиаде эта заповедная зона была переведена в рекреационную приказом Министерства природных ресурсов.



Любовь Чижова: Что это означает?



Михаил Крейндлин: Это означает, что там можно строить спортивные рекреационные объекты. То есть Россия очень сильно модернизировала свое законодательство для того, чтобы разрешить строительство олимпийских проектов. Было нарушено несколько законов и конкретно изменен режим национального парка.



Любовь Чижова: Что там собираются строить?



Михаил Крейндлин: Там собираются строить санно-бобслейную трассу, горную олимпийскую деревню, соответствующую инфраструктуру. Так же есть планы строительства каскада гидроэлектростанций в том же районе и конечной станции скоростной железной дороги Адлер - Грушевая поляна. Мы против, потому что мы считаем, что строительство этих объектов прямо на границе заповедника однозначно приведет к нарушениям непосредственно его территории, потому что невозможно такое масштабное строительство осуществлять в трех метрах от заповедника, не затронув его территорию. Граница проходит по маленькому ручейку, прямо на границе планируется все это построить. Во-вторых, потому что сама по себе территория Грушевый хребет обладает значительной природоохранной ценностью - это доказано большим количеством ученых, как местных, так и федеральных. В частности, в прошлом году была проведена по заданию правительства Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственная экологическая экспертиза федеральной целевой программы развития города Сочи как горно-климатического курорта. И хотя в целом эта экспертиза дала положительное заключение по ФЦП, но конкретно по Грушевой поляне, по Грушевого хребту все члены комиссии, это академики, члены-корреспонденты Академии наук, то есть очень представительный состав, однозначно дали заключение, что эта территория очень ценная и любое строительство на ней несет серьезную угрозу, в том числе и территории заповедника.



Любовь Чижова: Что еще, кроме застройки Грушевого хребта, волнует российских экологов? Продолжает Михаил Крейндлин…



Михаил Крейндлин: Когда мы вместе с экспертами ЮНЕСКО были в районе Сочи, в районе строительства олимпийских объектов, выяснилась еще одна очень интересная подробность: там есть комплекс «Газпрома», который тоже относится к олимпийским объектам, он находится на территории национального парка, но не в границе буферной зоны объекта Всемирного наследия, менее ценной территории, но около самого этого комплекса, то есть около подъемника, который уже построен, мы обнаружили план развития этого комплекса, на этом плане нарисовано, что планируют его достраивать прямо на территории заповедника. Эксперт ЮНЕСКО и эксперт Международного Союза охраны природы, который там был, его очень обеспокоила эта ситуация и, я думаю, что обязательно учтет в докладе. То есть пока это планы, формально не имеют отношения к олимпийским планам, но тем не менее, есть. Еще один момент – это угроза строительства баз отдыха, гостиниц на Грушевом хребте. Помимо олимпийских объектов в прошлом году 27 января правительство России издало распоряжение № 81Р, согласно которому фактически территория Грушевого хребта, около 900 гектар, разрешается ее предоставлять для размещения, как там указано, объектов социальной инфраструктуры. Но мы совершенно точно знаем с точностью до нескольких гектар, что под этими социальными структурами понимаются 9 элитных баз отдыха, в том числе гольф-клуб и СПА, например, очень социальные объекты. Мы не знаем даже, кто лоббирует эту идею, мы очень опасаемся, что это структуры, близкие к администрации края и города Сочи, от которых зависят все решения, тем более, глава «Олимпстроя», как мы знаем, бывший мэр Сочи Колодяжный. Но такая угроза точно есть, хотя там все олимпийцы, оргкомитет Сочи, МПР всячески отрицают. Распоряжение есть, его никто не отменял. Я думаю, что если будет построена инфраструктура под видом олимпийского строительства, олимпийских объектов, то есть будет построена дорога, будут построены коммуникации к бобслейной трассе, то дальше начнется бесконтрольное развитие этой территории.



Любовь Чижова: Еще одна новость, связанная с олимпиадой, смена руководства олимпийским строительством. Что экологи про это думают?



Михаил Крейндлин: У нас, конечно, нет подтверждения. Думаем мы следующее: господин Вайншток, который был до этого руководителем «Олимпстроя», как вы помните, мы хорошо его знаем, мы ни в коем случае не считаем, что он был сильно экологически ориентирован, особенно поминая его работу в кампании «Транснефть», когда он до конца стоял за прокладку нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан по берегу Байкала. И поэтому когда его назначили руководителем «Олимпстроя», мы, конечно, не были сильно рады. С другой стороны, он, видимо, очень высококвалифицированный менеджер и он хорошо понимает, за что он взялся. Насколько нам известно, это и в прессе проходила информация, когда они стали разбираться с ситуацией, они поняли, что развитие Грушевого хребта, который кроме своей ценности расположен в 20 километрах от Красной поляны, от основных коммуникаций, одну дорогу строить порядка пяти лет. Я говорю, я в этом не специалист, я слышал от специалистов «Олимпстроя», не говоря уже об огромном количестве затрат на эту дорогу. Очень сложные инженерно-геологические условия. Соответственно они сами попросили нас дать им обоснование для переноса объектов с Грушевого хребта и сами пригласили экспертов международной федерации бобслейного спорта и санного спорта для того, чтобы они оценили их предложения. Они оценивали их предложение, а не наше, и тогда эксперты их отвергли, но после этого мы совместно с ними подготовили еще 16 вариантов, которые никто до сих пор не рассмотрел. Поэтому до последнего момента господин Вайншток, насколько мы понимаем, достаточно жестко стоял за достаточно серьезные изменения в программе строительства олимпийских объектов, возможно это и было причиной того, что он был заменен на господина Колодяжного, который пообещал, что он может построить все как есть, совершенно не исключая, что в администрации Сочи, людей, которые стоят за администрацией Сочи, есть коммерческие интересы в освоении этой территории.



Любовь Чижова: В случае, если ЮНЕСКО внесет заповедник «Западный Кавказ» в список «Всемирное наследие в опасности», а возведение спортивных объектов на его территории продолжится, экологи не исключают судебного преследования МОК. Они считают, что, разрешая строительство, МОК нарушает экологические требования Олимпийской Хартии.
XS
SM
MD
LG