В Канаде начался чемпионат мира по хоккею. Хозяев первенства (кстати, канадцы впервые в истории выступают в этой роли) большинство обозревателей считают фаворитами турнира. В России, не побеждавшей на чемпионатах мира с 1993 года, традиционно ждут золотых медалей. В групповом турнире соперниками российской сборной, которую подготовил к турниру тренер Вячеслав Быков, станут команды Дании, Италии и Чехии.
О перспективах выступления сборной России на чемпионате мира по хоккею и отношении ведущих игроков и команд НХЛ к этому турниру мы беседуем с известным хоккейным обозревателем Аркадием Ратнером.
- Разделяете вы оптимизм тех обозревателей, которые считают, что Вячеславу Быкову удалось собрать более сильную сборную, чем в минувшем году?
- Вполне возможно, что сборная будет сильнее, чем в прошлом году. Многие СМИ пророчат российской команде первое, в худшем случае второе место. Хотя никаких оснований, по большому счету, для этого нет. В основном за команду играют хоккеисты, которые выступают в российской Суперлиге. НХЛовцев всего восемь человек, это необычайно мало. Кстати, число игроков из НХЛ не только в российской сборной, но и в других командах с каждым годом становится все меньше. Например, в Финляндии - всего девять человек, а в сильной команде Словакии не будет Хары, Габорика, Демитры, Зедника, Шатаны, то есть пятерых ведущих игроков, которые занимали видное место в рейтинге НХЛ. Наивысшие шансы, конечно, у сборной Канады - она играет на своей родине, в Квебеке, который уже давно не имеет своей команды в НХЛ, значит, зритель там соскучился по хоккею, будет огромная поддержка.
- Впервые чемпионат мира проводится в Канаде. Почему так получилось?
- Вы знаете, канадцы по-прежнему весьма скептически относятся к чемпионатам мира и Олимпийским играм. На Олимпиаду, как мы знаем, они впервые привезли команду очень сильную только в 2002 году. В то же время они не сумели выиграть в Турине. Что касается чемпионатов мира, канадцы, конечно, выигрывали их не раз. Там всегда выступали игроки среднего уровня, не самые сильные (ну, может быть, пять-шесть «звезд» были в команде), они всегда выступали с желанием, потому что канадцы по своему характеру жаждут только победы. Что же касается нынешнего чемпионата, я повторяю, что он будет особый, потому что станет необычайным зрелищем для канадского зрителя, несмотря на то, что плей-офф Кубка Стэнли сейчас в разгаре.
- Откуда тенденция снижения числа игроков НХЛ во всех командах?
- Произошло перераспределение. Я специально занялся подсчетом, и выяснилось, что Россия по части представительства в регулярном чемпионате занимает, как ни странно, последнее место. В НХЛ 32 россиянина, а Чехию, например, представляет 51 человек.
В России всего четыре выдающихся игрока по меркам НХЛ - Малкин, Дацюк, Овечкин и Ковальчук. А, например, Афиногенов, который сейчас приглашен в сборную, занимает в рейтинге НХЛ 258-е место, Калинин - 546-е место. Правда, ради справедливости должен сказать, что они пропустили приблизительно по 10-12 игр, но, тем не менее, из всех нынешних НХЛвцев только один Радулов (естественно, кроме Овечкина и Ковальчука) входит в сотню сильнейших хоккеистов Лиги.
И это наблюдается везде. Про Словакию я уже сказал. Удивляет Финляндия. У нее великолепные вратари: девять человек в заявках клубов НХЛ. Два лучших - Кипрусофф и Лехтонен - отказались играть, а из оставшихся семи кто-то еще продолжает играть в плей-офф. В результате в заявке финнов на чемпионат мира два вратаря, фамилии которых совершенно неизвестны, а третий - из московского «Динамо».
Мне кажется, что в Чехии и в Швеции этого не наблюдается: я посмотрел составы и думаю, что у них будут неслабые команды. Во всяком случае, у чехов, шведов и финнов, которые по своему представительству в НХЛ уже превосходят Россию, все это хорошо выглядит. А в России происходит совершенно очевидная задержка проникновения молодых игроков в НХЛ. Это связано с тем, что на родине молодых игроков большими деньгами удерживают от поездки в НХЛ. Есть и всяческие бюрократические причины. Но, тем не менее, вратарь Семен Варламов, который у нас числится сейчас под номером два (он, кстати, на тренировке растянул мышцу на ноге и на неделю выбыл), перед отъездом заявляет: летом я еду в Вашингтон. Ему говорят: ну как же так, ты будешь там получать 40 тысяч долларов в год, то есть в десять раз меньше, чем в России. А он отвечает: все равно я хочу поехать туда для того, чтобы набраться опыта. И очень многие молодые игроки, которых большие суммы не прельщают, собираются туда отправиться, даже рискуя оказаться в фарм-клубах или студенческих лигах.
- Верно ли я понимаю, что особого внимания на результаты Евротура, который Россия в очередной раз выиграла в этом году, обращать не стоит? Это другие команды, другой накал борьбы и другие обстоятельства?
- Мало того, что не стоит, наоборот, нужно к этим результатам относиться очень осторожно. Жажда побед во всех видах спорта сейчас настолько сильна, что в СМИ Евротур поднимается почти до уровня Суперсерии 1972 года. Конечно, наша команда была сыграна, Быков ведет последовательную политику, пробует одних, пробует других. Но я считаю, что команда не выдающаяся.
- А Быков хороший тренер, на ваш взгляд?
- Я к Быкову отношусь с симпатией по причине хотя бы того, как он ведет себя на людях, с журналистами, как общается со зрителями, с болельщиками, как ведет себя на скамье запасных, работая с игроками. Все это мне очень нравится. Ничего необыкновенного, думаю, он пока не показал, ЦСКА у него в этом году застопорился. И мне кажется, что как тренер он пока еще в стадии ученичества, несмотря даже на то, что он тренирует сборную России.
- Все-таки две звезды международного ранга в России есть - Овечкин и Ковальчук. Рискнете вы дать прогноз, чего Россия добьется на этом чемпионате?
- Было интервью с тренером сборной России по баскетболу Блаттом, и мне понравился ответ, который совершенно не характерен для российской печати. Его спросили, за какое место российская сборная под его руководством будет бороться на Олимпийских играх. «Я поставил себе задачу попасть в четверку», - сказал он честно. Мне кажется, если бы Быкова спросили, и если бы он смог и захотел ответить честно и открыто, то, наверное, тоже сказал бы: «Наше высшее желание - попасть в полуфинал».