Ссылки для упрощенного доступа

Общественное движение «Возродим наш лес» и леса России


Ирина Лагунина: Общероссийское движение «Возродим наш лес»: ежегодно весной и осенью тысячи российских школьников участвуют в высадке саженцев деревьев на пустующих территориях. За прошедшие 4 года ребята и волонтеры экологической организации «Гринпис» высадили около 160 тысяч саженцев сосны, дуба, ольхи, вяза и клена. Рассказывает Любовь Чижова.



Любовь Чижова: Первое движение за возрождение лесов появилось в России еще в 19 веке, в советское время этой проблемой всерьез никто не занимался, и лишь в 2002 году проблемой восстановления лесов озаботилось российское отделение «Гринпис». По данным организации, это особенно актуально для южных областей Европейской России, где за столетия беспрерывной хозяйственной деятельности исчезло более 90 процентов лесов. Как результат: некогда плодородные почвы перестали давать урожай, поля покрылись сетью оврагов, обмелели небольшие речки, исчезли родники и ручьи. Экологи решили, что помочь в восстановлении лесов им могут школьники. Сначала на их призыв откликнулись немногие, но сегодня в движении «Возродим наш лес» - уже 198 школ и школ-интернатов из Рязанской, Тульской, Белгородской, Липецкой, Орловской, Московской областей и Москвы. Экологи привозят в школьные питомники саженцы деревьев, рассказывают детям, как за ними правильно ухаживать, как потом высаживать их в почву, и весной тысячи школьников высаживают юные деревца по кромкам оврагов, вдоль рек и ручьев. Об этом мне рассказала представитель проекта «Возродим наш лес» из российского отделения «Гринпис» Светлана Пискарева…



Светлана Пискарева: У нас акция проходит два раза в год. Это весна. Как правило, это закладка питомников в школах, которые с нами работают. Каждая школа, которая с нами сотрудничает, имеет небольшой пришкольный питомник, где ребята выращивают посадочный материал, который потом рассаживают в своих районах на землях, которые требует восстановления лесов. Как правило, это берега рек, это овраги, заброшенные карьеры, пустыри либо поля, которые уже не используются. Это то, что в основном проводится весной. Осенью со школами проводим однодневные обучающие слеты, на которых показываем, как правильно высаживать деревья, рассказываем, как правильно выбрать место и так далее. С прошлого года у нас школы начинают работать самостоятельно, сами выбирают место и проводят такие акции самостоятельно, в которых мы участвуем как гости, как советчики или помощники при проведении мероприятий. В этом году у нас прошло большое мероприятие – международный молодежный слет по защите лесов, который проводился школьниками и нашими добровольцами. Он прошел 17-25 апреля на базе одной из школ. И во время этого мероприятия была произведена посадка деревьев, были лекции по лесной экологии, тренинги различные, по противопожарной тематике. В течение этого слета был уже сделан фильм о посадке лесов нашими школами и сделаны баннеры, которые поедут летом в Германию, в Бонн на конференцию ООН по сохранению биоразнообразия.



Любовь Чижова: Вот эти акции, они проводятся только в Москве, Подмосковье или по всей России?



Светлана Пискарева: В Москве и Подмосковье как раз почти не проводятся, потому что очень тяжело найти земли, на которых можно было бы производить посадки. Основные регионы, с которыми мы работаем – это Рязанская, Тульская, Орловская, Липецкая, Белгородская области. В Москве мы иногда устраиваем однодневные акции, это, как правило, посадка в парках московских с нашими волонтерами, сторонниками и всеми желающими, кто может присоединиться. Но это довольно сложно и основные мероприятия проходят в регионах. Мы стараемся делиться своим посадочным материалом, саженцами, которые у нас есть со всеми желающими, чтобы они могли на своих дачах, приусадебных участках посадить. В самой Москве и городах и мы практически не сажаем. Кроме тех школ 218, с которыми мы сами непосредственно работаем, в наш проект входят всероссийское движение «Возроди наш лес», который мы курируем, в нем еще порядка 250 из разны регионов, 53 региона России, которые тоже восстанавливают леса, проводят разные экологические мероприятия со школами, лекции читают.



Любовь Чижова: Вы каким-то образом эти посадки деревьев согласовываете с местными властями? Как чиновники, местные власти смотрят на то, что приходят ребята и сажают деревья?



Светлана Пискарева: Первый год, когда мы начали работать, мы, конечно, узнавали у местных жителей, где такие территории, которые требуют восстановления и там сажали. Но последние несколько лет, проекту уже пошел седьмой год. Мы тщательно подбираем места и обязательно их стараемся согласовать с землепользователями. То есть, как правило, это земли либо сельхозназначения и там мы согласовываем с хозяевами, либо земли поселковые, сельской администрации, там, соответственно, стараемся согласовать. Зачастую мы приходим к ним и спрашиваем, где можно посадить. Они сами подбирают те территории, на которых можно было бы сажать деревья.



Любовь Чижова: По словам Светланы Пискаревой, наиболее активно участвуют в высадке деревьев школьники из Баграмовской средней школы Рыбновского района Рязанской области. Мне удалось дозвониться в школу во время перемены и поговорить с учительницей Ириной Мартыновой. Она говорит, что идея Гринпис «посади дерево - спаси планету» ее ученикам пришлась по душе…



Ирина Мартынова: У нас в школе учащихся около 150 человек и кроме начальной школы с 5 по 11 класс можно всех активистами назвать. 80 уж точно.



Любовь Чижова: Как вы смогли заинтересовать в этом ребят? Казалось бы, у них другие интересы.



Ирина Мартынова: У нас дети очень активные. Проблема нашего села, что рядом находится свалка, полигон бытовых отходов. Сами дети писали письмо о ее закрытии, то есть без нашего участия, без руководства взрослых. Подумав о том, что мы можем сделать, чтобы воздух стал чище, мы же не можем свалку закрыть, что-то сделать. Как раз решили свой поселок озеленять, в акциях «Гринписа» участвовать, помогать таким образом, то, что от нас зависит. Посади дерево – планета станет чище.



Любовь Чижова: Много ли деревьев вам уже удалось посадить и стало ли чище от этого ваше село?



Ирина Мартынова: Село стало чище, конечно. Мы ежегодно высаживаем, весной и осенью. В течение года около 150 мы высаживаем. У нас растут лиственницы, сосны, дубы, березы.



Любовь Чижова: Движение за возрождение лесов развивается не только в России. Сейчас оно популярно во всем мире. Для привлечения сторонников активисты-экологи используют самые разные способы, в том числе и театрализованные акции. О человеке-дереве и его роли в возрождении лесов рассказывает моя коллега Ирина Лагунина…



Это – человек-шагающее дерево. Он высотой в три с половиной метра…


Огромная толпа детей, как, впрочем, и взрослых…


Вы сейчас увидите то, чего, наверное, никогда в жизни не видели… Все по-своему обращают на него внимание…



Ирина Лагунина: Это – коллаж из новостных репортажей о человеке-дереве. Я нашла его через интернет-сайт Программы ООН по окружающей среде. Огромный человек, из тела которого торчат корявые сучья, а изо рта – зеленая листва. Он страшный, но все-таки не очень. Он появляется на торжествах, маскарадах, шествиях и просто на улицах. Он раздает семена деревьев. Я позвонила человеку-дереву в Калифорнию, где он живет.



Клиф Спенджер: Я выступаю в роли дерева с 1996 года. И однажды я прочитал заметку о профессоре Вангари Маатай. Ее идея была настолько заразительной, что я решил связаться с движением «Зеленый пояс». И вот так я попал на тот сайт, о котором вы говорите.



Ирина Лагунина: Клиф Спенджер, так зовут человека-дерево в мирской жизни, упомянул профессора Вангари Маатай. Это – удивительная женщина в Кении, член парламента, активист экологического движения и движения за права женщин. Ей принадлежит фраза: «Когда мы сажаем деревья, мы сажаем семена мира и надежды». В 2004 году она получила Нобелевскую премию мира за движение, которое организовала и назвала «Зеленый пояс». Леса – это зеленый пояс планеты. Интервью с профессором Маатай запланировано у нас на начало 2008-го года. В конце 2007-го разговору помешали выборы в Кении. Ну а пока о профессоре Вангари Маатай рассказывает Исполнительный директор Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) Ахим Штайнер.



Ахим Штайнер: Профессор Вангари Маатай – женщина, которую отличают удивительное воображение и упорство. Когда она впервые заговорила о том, что мы должны попытаться убедить людей во всем мире посадить миллиард деревьев, многие из нас в Программе ООН по окружающей среде и в Мировом центре агро-лесных хозяйств подумали, что это – слишком завышенные обязательства. И все-таки, когда мы начали эту кампанию – посадить миллиард деревьев – мы хотели, во-первых, призвать мир относится к проблемам изменения климата серьезно, а во-вторых, дать людям это чувство, что они сами могут что-то сделать за то время, пока международное сообщество вырабатывает новое соглашение, которое заменит Киотский протокол. За несколько дней до открытия декабрьской конференции по глобальным климатическим изменениям на Бали мы, ЮНЕП, совместно с профессором Маатай и принцем Монако Альбертом – покровителями нашего движения – смогли торжественно объявить, что к ноябрю было посажено более миллиарда деревьев. В последние дни перед конференцией случилось нечто непредвиденное – счетчик на нашем сайте начал крутиться быстрее, и мы обнаружили, что миллиард преодолен, что люди присоединили свой голос и показали, что можно что-то сделать на практике и так сказать политикам, что мир готов к действиям, чтобы противостоять изменению климата. Люди готовы к действию, и они ищут возможность лично участвовать в этом процессе.



Ирина Лагунина: Президенты Мексики, Эфиопии и Турции лично вышли и посадили деревья. Счетчик на сайте ЮНЕП – это не аллегория. Это, действительно, отсчет посаженных деревьев. На данный момент посажено 1,619,844,651 дерево. И до конца года люди обязались посадить еще 400 миллионов. А цель в 2008-м – 2 миллиарда 700 миллионов. Вернусь в Калифорнию, к Клифу Спенджеру. Как люди реагируют на ходячее дерево?



Клиф Спенджер: Реакции самые разнообразные – на обоих полюсах эмоционального спектра. Я отношусь к этому как к большому зеркалу – кто-то говорит, ой, как красиво, кто-то покрывается мурашками. То есть это всегда определенный шок – О! Но шок и О! – это не всегда плохо. Мне кажется, что это заставляет людей проснуться.



Ирина Лагунина: Но люди понимают, какое послание вы хотите до них донести? Вы говорите с ними?



Клиф Спенджер: Да, вообще создать этот костюм дерева меня подтолкнул образ «зеленого человека». Этот сказочный герой присутствует в человеческом сознании уже около 5 тысяч лет. Он проходит через многие культуры, и чаще всего это чудище с человеческим лицом и туловищем и руками-сучьями дерева. Еще это бывает человеческое лицо с сучьями, торчащими изо рта. Или лицо, полностью сложенное из листьев. Но в любом случае в мифологии «зеленый человек» символизирует нашу связь с природой. Так что когда люди видят меня, у них подсознательно возникает это ощущение, что мы связаны с природой. А именно это я и хочу донести: мы с природой – одно целое.



Ирина Лагунина: Вы пытаетесь убедить людей, что они – каждый из них – должны посадить дерево? Вот это движение ООН – миллиард деревьев – в этом году посадило больше полтора миллиардов?



Клиф Спенджер: Это так хорошо, правда? Это просто замечательно. И да, мое послание – чтобы люди сажали деревья. Я просто делаю это через общение с человеком – один на один. А в последнее время я начал раздавать семена деревьев. И очень рад, что начал это делать. Потому что если вы сажаете дерево, то это хоть немного изменяет ваше отношение к деревьям.



Ирина Лагунина: Клиф Спенджер, человек-дерево.



Любовь Чижова: По данным ученых, уничтожение и сжигание деревьев – один из главных источников загрязнения в мире. Из-за истребления лесов в атмосферу попадает 20 процентов всего углекислого газа. Это больше, чем вред от автомобилей и самолетов. Экологи всей планеты предлагают обычным людям внести свой скромный вклад в сохранение окружающей среды – посадите хотя бы одно дерево, и мир станет чище….


XS
SM
MD
LG