Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Белграде Айя Куге.
Марк Крутов: Сербские власти обратились к России с просьбой об экстрадиции в Белград сербского бизнесмена из Швейцарии Станко Суботича, арестованного 28 апреля в аэропорту Шереметьево. Суботич, состояние которого оценивается в 600 миллионов долларов, считается третьим по богатству человеком в Сербии. Десять месяцев назад Белград объявил его в международный розыск. Суботич обвиняется в организации преступной группировки, которая в 90-е годы занималась на Балканах крупномасштабной контрабандой сигарет, что нанесло государству ущерб в десятки миллионов долларов. Считается, что бизнес Суботича связан с деловыми интересами семьи покойного сербского лидера Слободана Милошевича.
Айя Куге: Про Станко Суботича, по кличке Цане, всегда говорили, что он человек, который родился, чтобы делать деньги. Деревенский парень из бедной семьи рано начал работать в мастерской своего отца-столяра. В 20-летнем возрасте Станко отправился в Париж, работал портным, а уже год спустя, открыл собственную сеть магазинов одежды и вскоре заработал первый миллион. Суботич создал финансовую империю в Западной Европе, в Сербии, в Черногории.
Часть своего богатства Суботич сколотил в 90-е годы в Сербии, когда страна находилась под международными санкциями. Самым прибыльным бизнесом в те времена была контрабанда сигарет. Несколько лет Цане поставлял табачные изделия в Сербию, они главным образом продавались на городских улицах. Доказано, что большая часть денег, полученных от этих сделок, шла режиму Слободана Милошевича - для чёрного фонда, из которого финансировались тайные службы, государственная коррупция, разные противозаконные действия властных структур. Когда в 1996 году было убито несколько крупных торговцев сигаретами, Суботич порвал связи с Милошевичем и уехал в Черногорию, где продолжал табачный бизнес вместе с черногорским лидером Мило Джукановичем.
Их сделками заинтересовалась Италия, началось расследование контрабандных путей из Черногории. Суботич, говорят, этот бизнес прекратил, а позже всё дело замяли.
Дело замяли и в Сербии - считалось, что Суботич искупил свою вину тем, что помогал сербской оппозиции и черногорцам в борьбе против Милошевича.
Однако минувшим летом следственные органы в Белграде подняли вопрос о контрабанде сигарет во времена Милошевича, а осенью Специальный суд по борьбе с организованной преступностью выдвинул обвинения против 15 лиц - среди них Станко Суботич, так же супруга Милошевича Мирьяна Маркович и его сын Марко. Они получили политическое убежище в России.
19 мая в Белграде должен начаться судебный процесс по делу о контрабанде сигарет. Многие сербские аналитики задаются вопросом, какова цель этого процесса, кто стоит за этим? Мой собеседник - белградский журналист Милош Васич, эксперт по вопросам организованной преступности.
Милош Васич: И нам в Белграде это до конца не ясно. Ведь все мы знали, кто и чем в этом бизнесе занимался. Поэтому любопытным кажется факт, что по делу контрабанды сигарет не проходит, например, бывший шеф тайной полиции Сербии Йовица Станишич. Он ныне - подсудимый Международного трибунала в Гааге. Однако в деле не фигурирует целый ряд высокопоставленных людей из номенклатуры Милошевича. Среди обвиняемых, правда, есть жена Милошевича Мирьяна и его сын Марко. Мирьяна, как нам известно, руководила контрабандой сигарет, определяя, кого допускать к этим сделкам. Распространением товара занимался Марко Милошевич. Однако начало судебного процесса по обвинениям в контрабанде сигарет мне кажется связанным с предвыборной кампанией: мы ведём борьбу против коррупции, ловим контрабандистов! Но громкого результата я бы не ждал. Дело о контрабанде сигарет, названное "Операция "Сеть", устаревшее. Может оказаться, что вообще уже истек правовой срок его давности.
Айя Куге: Суботич теперь выглядит почти главным контрабандистом, хотя известно, что его роль в этой афере не была ведущей.
Милош Васич: В то время контрабанда сигарет являлась государственным бизнесом. Его организовали Слободан Милошевич и служба госбезопасности вместе с Главным таможенным управлением. Контрабандой сигарет никто не мог заниматься самостоятельно, без разрешения государства. Суботич-Цане являлся оптовым торговцем. Он, как бизнесмен из Швейцарии, где законы это допускают, закупал за границей большое количество табачных изделий и поставлял их через Македонию и Черногорию. Однако все его обязательства прекращались в тот момент, когда сигареты попадали на территорию Сербии.
Айя Куге: В Белграде есть несколько теорий, пытающихся объяснить арест Станко Суботича в Москве, но ни одна из них не кажется достоверной. Общее между ними то, что этот арест и судебный процесс в целом кому-то политически выгоден. Но ни у кого нет ответа на вопрос о том, кто Станко Суботича заманил в Москву.
Милош Васич: Мне кажется очень странным то, что такой опытный, ловкий и умный человек, как Суботич, решился ехать в Москву в момент, когда было известно: Министерство внутренних дел Сербии объявило его в международный розыск. Полагаю, что Суботич, на основании предыдущего опыта, рассчитывал, что в России ордер Интерпола не очень возьмут в расчет, однако оказалось, что на такие запросы не обращают внимания, когда речь идет о сербских военных преступниках, но не в его случае. Адвокаты Суботича утверждают, что он в Москву ехал собирать доказательства о собственной невиновности. Из этого можно понять, что он в Москве встречался с людьми, которые обвинены вместе с ним.
Айя Куге: В Белграде полагают, что до выдачи Станко Суботича Сербии пройдёт несколько месяцев, а судебный процесс по делу о контрабанде начнётся не раньше осени.