Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. На что надеется Хиллари Клинтон? Поднимется ли жизненный уровень россиян в президентство Дмитрия Медведева? Город-банкрот – новая реальность


Юрий Жигалкин: На что надеется Хиллари Клинтон? Поднимется ли жизненный уровень россиян в президентство Дмитрия Медведева? Город-банкрот – новая реальность. Таковы некоторые из тем рубрики «Сегодня в Америке».


Результаты первичных выборов в Северной Каролине и Индиане, отнявшие у Хиллари Клинтон даже теоретическую надежду на победу над Бараком Обамой по числу поданных за них голосов избирателей, не заставили ее выбыть из борьбы. В среду она отмахнулась от призывов признать поражение, последовавших со стороны ее ближайших сторонников.


Рассказывает Аллан Давыдов.



Аллан Давыдов: Сенатор Хиллари Клинтон заявила, что не откажется от борьбы за номинацию до съезда партии. Клинтон повторила, что считает себя, а не Барака Обаму, более сильным соперником Джона Маккейна, кандидата в президенты от Республиканской партии.


Сенатор Дайэн Файнстин, сторонник Хиллари, публично усомнилась в способности Хиллари привлечь на свою сторону достаточное число делегатов августовского партийного съезда. Друг семьи Клинтонов, бывший сенатор-демократ и кандидат в президенты в 1972 году Джордж Макговерн, заявил, что теперь он поддерживает Обаму, и призвал Хиллари Клинтон отказаться от продолжения борьбы во имя единства партии.


До окончания первичных выборов осталось четыре недели, за которые праймериз пройдут в пяти штатах и на одной территории. Остаются ли в этой ситуации обоснованными надежды Хиллари Клинтон на получение номинации? Об этом я спросил Чарльза Гринуолта, профессора политологии Университета Миллерсвилла, штат Пенсильвания.



Чарльз Гринуолт: Да, сенатор Клинтон по-прежнему способна добиться номинации от Демократической партии, если ее поддержит достаточное число высокопоставленных партийных функционеров – суперделегатов - за которыми на съезде в августе останется последнее слово. Суперделегатов можно в любой момент перетянуть на свою сторону. Хиллари Клинтон постоянно поддерживает с ними контакты в попытках убедить их в том, что сенатор Обама имеет невысокие шансы быть избранным на президентских выборах осенью. Неизвестно, в каком направлении пойдут события. Но безусловным остается то, что Клинтоны умеют хорошо убеждать и обладают для этого мощной политической машиной. Они никогда не выбывают из игры. Другим непредсказуемым моментом являются Флорида и Мичиган, в которых Хиллари одержала победу, но результаты голосования в которых руководство Демократической партии пока отказывается учитывать в наказание за то, что эти штаты самовольно провели праймериз ранее предписанных партией сроков. Но существует вероятность, что голоса все же будут учтены. Иначе отказ избирателям этих двух крупнейших штатов в представительстве поставил бы Демократическую партию в очень сомнительное положение.



Аллан Давыдов: Политолог Чарльз Гринуолт отмечает, что предстоящая номинация кандидата от демократов станет одним из самых мучительных решений в истории партии.



Юрий Жигалкин: Газета «Нью-Йорк Таймс» отметила инаугурацию Дмитрия Медведева обширной статьей под бросающимся в глаза заголовком: «Трудные задачи выпадут на долю протеже Путина в России». Признав, что Владимир Путин удивил многих, добившись того, что от него никто на Западе не ожидал, газета задает вопрос: сможет ли его преемник справиться c назревающими проблемами – инфляции, удорожания продуктов, падения добычи нефти – и что-то противопоставить экзистенциальной угрозе сокращения населения страны? Я задал профессору экономики Михаилу Бернштаму более узкий вопрос: стоит ли россиянам рассчитывать на то, что преемнику Путина удастся продлить эпоху преуспевания, ассоциируемую с именем Владимира Путина?



Михаил Бернштам: Во-первых, сейчас уже можно сказать, что господин Путин был сам преемником, он был преемником Примакова и Геращенко. Та экономическая политика, которая привела к экономическому восстановлению, началась после дефолта 1998 года при председателе правительства Примакове и председателе Центрального банка Геращенко. Они ввели контроль за возвратом экспортных заработков крупнейших российских компаний, они стали собирать налоги с крупнейших российских предприятий, они рассосали неплатежи в экономике – и после этого начался экономический рост. Господин Путин продолжил эту политику, и то правительство, которое назначил президент Путин, продолжило эту политику. Она дала, в общем-то, восстановление экономики до уровня уже 1989 года.



Юрий Жигалкин: То есть вы считаете, что в арсенале нового президента есть инструменты борьбы с инфляцией, ростом цен и другими проблемами, угрожающими России?



Михаил Бернштам: Опять надо отметить очень важное отличие – отличие восстановления экономики и экономического роста. Экономика росла по 7-8 процентов в год в последние годы, но это было восстановление на основе старых производственных мощностей, это было восстановление после глубокой депрессии 90-х годов. Вот сейчас все те проблемы, которые вы назвали, начали появляться, потому что экономика восстановилась, и вот начинаются проблемы с тем, может ли она расти дальше. Проблемы вот в чем. Во-первых, экономика неконкурентная, нет стимулов для инвестиций, даже в такие высокодоходные отрасли, как нефтяная. Если этого не происходит, то рост будет замедляться. В России за последние 20 лет, в отличие от Китая, не появилось ни одной новой отрасли промышленности. Россия отстает в области экономического и технологического прогресса.



Юрий Жигалкин: Иными словами, новый президент, скорее всего, обречен на поражение в глазах россиян в сравнении с бывшим президентом?



Михаил Бернштам: Пока что, исходя из той статистики, которую мы имеем, можно говорить о том, что жизнь будет продолжать улучшаться. Экономический рост будет продолжаться, но все более и более замедленными темпами. А дальше может начаться стагнация. Когда она начнется, наука нам сказать не может. Если новый президент не изменит экономическую политику, не усилит конкуренцию, не создаст стимулы для создания инвестиций, для экономического роста, прежде всего для технологического прогресса, то тогда, да, даже просто продолжая сегодняшний курс, он будет выглядеть хуже нынешнего или уже ушедшего президента, просто потому что возможности восстановительного роста исчерпаны.



Юрий Жигалкин: Таково мнение профессора Михаила Бернштама.


Американские законодатели пытаются предохранить наименее обеспеченных американцев от беспрецедентного взлета цен на продукты питания. В среду члены Сената решили выделить 850 миллионов долларов на экстренную продовольственную помощь населению. Хотя прогнозируемый рост цен на продукты в США в этом году сравнительно невысок – около пяти процентов – доходы многих американцев снизились настолько, что 28 миллионов человек, почти 10 процентов населения, имеют право на государственную помощь на покупку продуктов. Эта программа обходится казне в 39 миллиардов. Пока признаков возможного удешевления продовольствия эксперты не видят.


К практике военных времен готов вернуться американский Монетный двор из-за дороговизны металлов, из которых чеканятся центовики и пятицентовики. В конце прошлого года металл, из которого производились монеты достоинством в цент, стоил больше полутора центов, сплав никеля и цинка, используемый в пятицентовиках, стоил около восьми центов. С учетом затрат на производство прямые убытки Министерства финансов в прошлом году составили 100 миллионов долларов. Выход? Перейти на дешевые металлы, например, сталь, к чему прибегали США во время Второй мировой войны, считают эксперты Министерства финансов. Более радикальное решение – вовсе избавиться от цента, который не стоит практически ничего. Об этой идее заговорил было несколько месяцев назад министр финансов Генри Полсон, но вскоре выяснилось, что она политически некорректна: миллионы американцев продолжают уважать даже почти обесцененный пенни.


Недостаток сна может быть столь же опасен для здоровья, как и злоупотребление сном. Этот давно известный тезис подтверждает новое исследование американских врачей, которые обнаружили, что и злоупотребляющих сном и недосыпающих объединяет серьезная проблема – ожирение. У обеих групп есть и свои индивидуальные проблемы. Те, кто недосыпает, как правило, злоупотребляют алкоголем и табаком, более подвержены диабету, нарушению обмена веществ. Лежебоки часто страдают от недостатка физической активности и вытекающих из этого проблем. Эксперты, правда, не могут дать ответа на вопрос о причинно-следственной связи. Является ли ненормальный сон причиной или результатом физических расстройств.


В трудные экономические времена, как выясняется, несостоятельными должниками могут стать не только люди, но и города. В среду не столь давно преуспевающий калифорнийский город Валехо объявил себя банкротом. Как чувствуют себя жители города-банкрота?


Рассказывает Ян Рунов.



Ян Рунов: После пятичасового заседания городской совет Валлехо, города недалеко от Сан-Франциско с населением около 120 тысяч, объявил банкротство и подал прошение о защите от кредиторов. В городском бюджете образовался 16-миллионный дефицит, покрыть который не представляется возможным, потому что профсоюзы пожарных, полицейских и электриков отказались уступить в своих требованиях повышения зарплаты при заключении нового трудового соглашения на ближайшие 4 года. Зарплата городских работников этого профиля съедает 74 процента бюджета. А налоговые поступления в городскую казну падают из-за общего экономического спада.


Это не первый случай в Америке, когда город объявляет банкротство. В 1975 году Нью-Йорк уже было объявил банкротство, но в последнюю минуту получил заем, выделенный Конгрессом. На грани банкротства были Филадельфия, Питтсбург, Майами. В 1991 году Бриджпорт, штат Коннектикут, оказался банкротом. Через 3 года Америку потрясло крупнейшее в истории страны муниципальное банкротство округа Орандж в Калифорнии. В 1995 году Вашингтон был спасен от банкротства правительством, назначившим Совет по финансовому контролю над городом.


Профессор экономики из Клермонт-Маккенна-колледжа в Клермонте, штат Калифорния, Уилльям Крэйг Стабблбайн говорит.



Уилльям Крэйг Стабблбайн: Города могут обанкротиться так же, как и люди. Незапланированные расходы из-за крупного судебного иска... Резкое снижение налоговых поступлений в казну... Предыдущий состав городского совета заключил слишком щедрые трудовые соглашения... В o времена Великой депрессии более 2 тысяч городов не могли расплатиться с долгами и обратились к президенту Рузвельту с просьбой, чтобы федеральная казна поручилась за них. И тогда Рузвельт настоял на принятии закона, разрешающего городам объявлять банкротство. Для этого была введена специальная статья – 9-я. За последние 3 десятка лет 32 города США объявляли банкротство по статье 9-й, полученной благодаря Великой депрессии.



Ян Рунов: Как это отражается на жителях города?



Уилльям Крэйг Стабблбайн: Жизнь продолжается. Полиция и пожарная служба прибывают по вызову. Мусорщики работают. Но строительство новых школ и новых мостов прекращается. Самое худшее – страдает репутация города. И соседние города штата тоже страдают от этого, ибо им становится труднее получить кредиты в банках, продавать муниципальные облигации, привлекать частных инвесторов. Таковы результаты объявления банкротства.



Ян Рунов: Кстати, за банкротство тоже придется платить: юридические и судебные издержки по оформлению банкротства составят до 2 миллионов долларов.



Юрий Жигалкин: Интересно, что банкротство города, по сути, его неспособность оплачивать по счетам явно противоречит неожиданно оптимистичным уверениям со стороны известных финансистов и даже министра финансов США о том, что критическая точка финансового кризиса уже позади.


XS
SM
MD
LG