Юрий Жигалкин : Соединенные Штаты пытаются преодолеть препятствия, чинимые бирманской хунтой на пути гуманитарной помощи. Разоблачение наркосети в ведущем университете вызывает шок. Таковы некоторые из тем рубрики «Сегодня в Америке».
Соединенные Штаты пытаются добиться разрешения от бирманской хунты начать доставку гуманитарной помощи жертвам трагедии, масштабы которой пока трудно представить. Военный режим отказался от предложений о помощи со стороны США и других западных стран, несмотря на то, что только у них есть возможности для быстрого наведения воздушного моста и переброски в зону бедствия припасов и техники, которые могут спасти тысячи пострадавших. Рассказывает Ян Рунов.
Ян Рунов : Сенат США принял резолюцию, требующую от военных властей республики Мьянма снять ограничения на иностранную, в частности, американскую помощь пострадавшим от урагана. Авторы резолюции влиятельные сенаторы Джон Керри (демократ) и Ричард Лугар (республиканец) заявили, что Конгресс готов выделить дополнительные средства на помощь бирманскому народу сверх того, что Америка даёт для той же цели ООН и другим международным организациям.
Почти одновременно с действиями сената Белый дом предложил 3-миллионную помощь Мьянме и объявил, что готов направить четыре военных корабля с одеялами, средствами для очистки питьевой воды и так далее. Эти корабли находятся у берегов Таиланда. Директор Центра за мир и свободу при Независимом институте Айван Иланд говорит:
Айван Иланд : Я думаю, это естественная для любой недемократической власти подозрительность к иностранцам и нежелание пускать их в свою страну, ибо в них видят угрозу режиму. Это типичная паранойя любой военной хунты. Естественно, хунте не нравится последовательная и жёсткая критика со стороны США, наложенные Америкой санкции.
К тому же первая леди Лора Буш сделала редкое для неё политическое заявление, обвинив власти Мьянмы в преступном бездействии. Ведь бирманцы получили сведения о надвигающейся опасности не от своих властей, а от иностранных средств массовой информации, в частности, от Радио «Свободная Азия» и «Голос Америки». Конечно, военной хунте такие заявления не нравятся. А тут ещё президент США чествует главного оппонента военной хунты Аун Сан Су Чжи.
Вашингтон искренне хочет оказать гуманитарную помощь пострадавшему народу, но военная хунта готова пожертвовать ещё сотнями тысяч своих граждан, лишь бы сохранить свою власть. Хочется всё же надеяться, что двери для американской помощи откроются.
Ян Рунов : Так думает Айван Иланд из Центра за мир и свободу при Независимом институте.
По сообщениям представителей ООН военная диктатура затягивает принятие гуманитарной помощи не только от США. Директор азиатского отделения Всемирной продовольственной программы ООН предупреждает, что положение критическое и каждый день отсрочки получения помощи - это угроза здоровью и жизни сотням тысяч людей.
Юрий Жигалкин : Рассказывал Ян Рунов.
Чрезвычайный шаг, сравнимый с мерами принятыми во времена Великой Депрессии, готовы предпринять члены Палаты Представителей, проголосовавшие в четверг за выделение гигантской суммы трехсот пятидесяти миллиардов долларов на создание страхового ипотечного фонда. Эти деньги должны гарантировать кредиты тем, домовладельцам, кто купил дома по ценам, которые вряд ли вернутся и сейчас с трудом выплачивают по кредитам из-за высоких процентов. Но для того, чтобы получить гарантии выплат по займам кредиторы должны согласиться со снижением суммы долга до уровня, соответствующего нынешней рыночной стоимости недвижимости, то есть смириться с 15-20- процентными потерями капитала. На это пойдут не многие кредиторы, по словам экспертов, тем не менее, президент Буш готов наложить вето на этот законопроект, говоря, что сотни миллиардов долларов налогоплательщиков пойдут на помощь спекулянтам недвижимостью и тем, кто покупал жилье не по средствам.
"Производите этанол дома и заправляйте машину, не выходя из гаража!" - так малоизвестная американская компания «Ифьюэл Корпорэйшн» рекламирует то, что она называет первым в мире домашним агрегатом по производству этилового спирта. Слабое место этого агрегата - цена - десять тысяч долларов, сильное - стоимость конечного продукта - литр спирта за двадцать два цента, если в качестве исходного материала использовать отходы сахарного производства. Калифорнийский компьютерный предприниматель, затративший несколько миллионов на разработку революционного, по его словам, аппарата, говорит, что при нынешних ценах бензина в семье с двумя машинами, этот аппарат окупит себя меньше, чем за два года. Он способен вырабатывать сто тридцать два литра этилового спирта в неделю. Называя себя первопроходцем в области портативного производства этанола, американский инвестор, по-видимому, не знаком с историей самогонного производства в некоторых странах, как и с тем, что для производства алкоголя требуется специальная лицензия.
Сеть наркоторговцев со связями с латиноамериканскими наркокартелями была вскрыта в одном из крупнейших американских университетов. Массовые аресты среди студентов и запрещение нескольких студенческих объединений, уличенных в причастности к распространению наркотиков, шокировали многих. Рассказывает Аллан Давыдов.
Аллан Давыдов : Расследование по подозрению о деятельности разветвленной сети наркодилеров на территории Университета Сан-Диего началось год назад, после того как 19-летняя студентка Ширли Дженнифер Полякофф скончалась от передозировки наркотиков. Для того чтобы нащупать цепочку сбыта наркотической контрабанды в университетском городке, агентам Управления по борьбе с наркотиками пришлось выдавать себя за студентов, завсегдатаев молодежных вечеринок. Агентов изумило, с какой легкостью там можно было найти людей, готовых продать порцию кокаина или марихуаны. Сыщикам удалось создать сеть осведомителей, которые через СМС-сообщения сводили их, как якобы потенциальных покупателей, со знакомыми наркодилерам. Итогом операции стал арест почти ста человек. Учащиеся и преподаватели университета - в шоке. Говорит одна из студенток Дженни Круз.
Дженни Круз : Я знала, что по кампусу гуляют наркотики, знала тех, кто ими занимался. Но не представляла, что это происходит в таких масштабах.
Аллан Давыдов : Полицейские изъяли у членов преступной группы самые разнообразные наркотики, включая два килограмма кокаина, 23 килограмма марихуаны 350 таблеток экстази, галюциногенные грибы и метамфетамин. Среди вещественных доказательств - также дробовое ружье, три полуавтоматических пистолета и 60 тысяч долларов наличными.
Дэймон Мосслер, глава отдела по борьбе с наркотиками окружной прокуратуры, говорит, что раскрытый наркосиндикат был неоднороден по своему составу.
Дэймон Мослер : Из ста человек, арестованных за последние пять месяцев по подозрению в сбыте наркотиков, не все являлись студентами университета. Примерно четверть задержанных приходили со стороны и продавали наркотики студентам или тем, кто выдавал себя за студентов.
Аллан Давыдов : По словам Мосслера, один из заправил наркосиндиката по имени Омар Кастанеда-Арсе - входил в лос-анджелесскую уличную банду, состоящую из иностранцев-нелегалов и тесно связанную с одним из мексиканских наркокартелей. У Омара уже есть судимость за хранение огнестрельного оружия и наркотиков, и ранее он был депортирован из Соединенных Штатов.
Группа расследования обнародовала текст электронного послания, которое, как считается, один из арестованных студентов от имени своих подельников-однокашников направил, как он выразился, «своим верным клиентам» из числа студентов. В СМС-сообщении говорится, что перед поездкой в Лас-Вегас сбытовики срочно распродают товар и приглашают покупать кокаин оптовыми партиями со скидкой.
Руководители университета в Сан-Диего говорят, что престижу вуза, основанного XIX веке, нанесен тяжелый удар. Один из студентов, задержанный по подозрению в сбыте кокаина, через месяц должен был получить диплом специалиста по внутренней безопасности и возглавлял добровольную группу содействия полиции по поддержанию порядка на кампусе. Другой арестованный готовился получить степень магистра криминальной юстиции.
Юрий Жигалкин : Наверняка многим из арестованных в Сан-Диего угрожают длительные тюремные сроки. Хотя родители замешанных в этом деле студентов и некоторые их однокашники провели массовый митинг, призывая отнестись к арестованным не как к преступникам, а как к пострадавшим, отправив их не в тюрьму, а в наркологические лечебницы.