Ссылки для упрощенного доступа

Судьба театра: в чем схожи художественные проблемы Чехии и России


Ирина Лагунина: Каковы отношения театра и государства, каково распределение ролей между столичным и провинциальным театром, и бывают ли солидарные действия между театрами разных стран? Несколько спектаклей в Чехии поставил российский режиссер, руководитель и основатель пермского театра «У Моста» Сергей Федотов. Частый гость не только Праги, но и небольших чешских городов, Сергей Федотов сегодня гость Радио Свобода. С ним и с чешским театральным критиком, актёром, переводчиком и журналистом Ондржеем Мразеком беседует мой коллега Владимир Ведрашко.


Владимир Ведрашко: В прошлом году практически на грани закрытия находился театр «У Моста», во всяком случае, было очень неопределенное, рискованное положение у театра, у людей, которые заняты в этом театре. И сравнивали тогда ситуацию с чешской, и Сергей сказал: «Ну, это просто небо и земля». Прошел год. Каково сегодня положение театра в Чехии и его отношение с государством и каково отношение в России?


Прошу Вас, Сергей Федотов.


Сергей Федотов: Несмотря на то, что в прошлом году эта война, которая длилась полгода, закончилась победой театра, измениться положение все-таки не изменилось. Я очень благодарен чешским театральным коллегам, которые выступили в поддержку театра, и было очень много писем, только из Чехии около тысячи писем пришли в поддержку театра «У Моста» в Министерство культуры России, в наш город, в нашу мэрию. И несмотря на то, что все-таки мы победили и театр не выселили из здания, хотя говорили, что это уже решено и мы видели приказы, и как говорили, что очень сильная, очень богатая фирма решила купить это здание, но тем не менее, не получилось этой авантюры, мы продолжали играть. Сначала из Чехии пошли письма, потом, когда я выступил на Радио Свобода, пошли письма из Германии, Австрии, Польши, Венгрии, очень много было писем в поддержку театра. И в принципе основная причина, что мы победили - все-таки они испугались общественного мнения. А сейчас в Чехии мы готовимся к гастролям. В июне театр «У Моста» привезет семь спектаклей на гастроли в Прагу. Я приехал, чтобы организовывать эти гастроли, и очень удивился, потому что ситуация в чешских театрах сейчас очень сложная и что-то подобное произошло совсем недавно, изменилось финансирование театров практически, которое может привести к закрытию этих театров.


Владимир Ведрашко: Ондржей, Вы расскажете поподробнее на эту тему, да?


Ондржей Мразек: Дело в том, сейчас началась или начнется отрытая война между театрами и государством. Так как угроза закрытия многих театров, у которых большая традиция, у которых есть много публики, все работает без проблем. Эта опасность очень большая в эти дни. Но это все началось еще год или два назад. Про что я буду говорить – это касается пражских театров. Так как Прага культурный город, здесь есть традиция, что город финансирует свои театры хотя бы частично. Разговоры об этом, если финансировать или вообще не финансировать театры, начались два года тому назад и те люди, которые пришли в мэрию пражскую, у них такие идеи, что они не делают разницу между коммерческим театром и театром художественным. Такие художественные театры, где люди понимают театр как службу, культурную службу людям. Сначала все критерии для того, чтобы получить деньги из мэрии, они вообще сняли. Не было ясно, какой театр получит деньги, какой не получит деньги. Театры реагировали по-разному. Некоторые театры хотят получить деньги от других и некоторые просто вынуждены будут закрыть свои театры. Что сейчас происходит, что мэрия открыто сказала, что она дает деньги только для некоторых театров, для тех, парадоксально, которые зарабатывают очень хорошо. Это театры, где мюзиклы, куда привозят автобусами людей, туристов или из деревни, так как там выступают очень популярные певцы, актеры из телевидения, один билет стоит 500 крон. Это такое модное, скажем. Эти театры получают очень много денег. Например, театр «Та фантастика», где выступает Люция Била - это такая поп-звезда, он получит где-то 6 миллионов крон еще. Дело в том, что шеф этого театра, как и люди, которые основали некоторые другие коммерческие театры, они очень хорошие друзья тех людей, которые решают, кому дать деньги. И эта ситуация настолько стала абсурдной. Сначала люди из театра не верили, что это возможно, сейчас это стало реальностью. Перед зданием пражской мэрии в Старом городе будет демонстрация, где ожидается несколько сотен, может быть тысяч людей, где не только работники театров и актеры, а та же самая ситуация касается изобразительного искусства, та же самая ситуация касается галерей, которые в Праге, та же ситуация с фестивалями. Например, есть большой международный фестиваль «Танец», который уже 18 лет привозит в Прагу лучших зарубежных танцовщиков. Они вынуждены были снять половину программы, так как пражская мэрия им не дала деньги. Причем они это узнали за несколько дней до начала фестиваля. Есть другие фестивали, большой фольклорный фестиваль «Прага – сердце народов», где участвуют музыка, танцы тех наций, которые живут в Праге, - русские, словаки, венгры. Десять лет традиция, очень много народа, всегда всем нравилось, а они не получили деньги. Значит проблема не в том, что нет денег, денег вполне достаточно, но проблема в том, как они распределяются и не существует критериев.



Сергей Федотов: Тенденция к развитию театра провинциального, она есть. Фестиваль «Золотая маска», который был в Москве, он показал, что провинциальный театр очень силен и очень много номинаций было у провинциального театра. В частности, театр «У Моста» имел две номинации, и мы показывали спектакль «Сиротливый Запад», имели номинацию за лучший спектакль и за лучшую режиссуру. Самое интересное, что «Золотую маску», лучший спектакль России этого года получил провинциальный театр – магнитогорский театр драматический.



Владимир Ведрашко: Тенденции развития российского театра связаны с более благоприятным отношением государства к театру или с внутренними причинами?



Сергей Федотов: Я думаю, с внутренними причинами. Потому что театр развивается, театр больше выезжает за рубеж, театр видит, как работают театры в других странах.



Владимир Ведрашко: За счет чего театр ездит за рубеж?



Сергей Федотов: Мы ездим только за счет нашей работы.



Владимир Ведрашко: У вас нет государственной дотации?



Сергей Федотов: У нас есть дотация только на зарплату театра и на частичное содержание здания. Все другие статьи театр берет на себя. Мы играем огромное количество спектаклей, мы в месяц играем 50 спектаклей. У нас относительно дорогие билеты, у нас билеты на спектакли «Мастер и Маргарита», «Паночка», «Дракула», на булгаковские «Зойкину квартиру» и «Собачье сердце» очень дорогие, то есть до 600 рублей поднимаются, у нас самые дорогие билеты в городе, и вообще в провинции билеты больше 200 рублей не стоят.



Владимир Ведрашко: За счет чего развивается театр в Праге, в Чехии? За счет чего здесь живут театры?



Ондржей Мразек: Есть разные театры. Есть театры, которые живут с денег города, есть театры, которые живут за свои деньги, без дотаций, есть театры, которые живут из денег от государства. И есть театры, которые частично от спонсоров получают деньги, частично от мэрии и часть от государства.



Владимир Ведрашко: Но чешский театр сейчас находится на подъеме, в стагнации, в упадке?



Ондржей Мразек: По-моему, лучшие спектакли, которые я видел, они были из Моравии, они были из Остравы или из Брно. Моравский театр более живой. Тенденции есть в том, что, по-моему, как говорил Сергей, театры из маленьких городов, про которые никто не знал раньше, время от времени привозят такие спектакли, что это тоже событие. Что касается Праги, здесь я бы определил как более-менее как стагнация. А что касается того, что вокруг, там есть очень интересные вещи.



Сергей Федотов: Остравский театр очень сильный сейчас и театр Камерная сцена «Арена», театр Петра Безручи - это небольшие театры, но они на слуху, про них много пишут. Камерная сцена «Арена» со спектаклем «Собачье сердце», который я поставил, мы получили национальную премию имени Радека. Это небольшой театр, в нем сто мест, но театр показал на разных фестивалях спектакль и получил наибольшее количество голосов критики. Это еще раз подчеркивает, что провинциальный театр, он более жизнеспособен, он более энергичен, он ищет новые театральные пути, и артисты более подвижники в таких театрах. Столичные театры и столичные артисты занимаются не только театром, они больше заняты кино, радио, рекламой, они очень избалованы в этом плане и времени на театр у них остается меньше.



Ондржей Мразек: Я с этим согласен. По-моему, то, что такая проблема театров в центре, в Праге – это то, что люди потом не ходят в театр из-за какой-то атмосферы, чтобы магию театральную почувствовать на себе, этих актеров, они просто ходят в театры, чтобы увидеть звезду популярную из телевидения или из рекламы. И они смеются или их успокоит то, если этот человек сделает какой-то жест, который они знают из телевидения, чтобы они потом могли сказать своим подругам: вот я видела его собственными глазами. А это с театром как таковым не имеет ничего общего.



Владимир Ведрашко: Давайте вернемся к ситуации, когда чешские театральные деятели поддержали пермский театр. В России возможно проявление такой солидарности?



Сергей Федотов: Я сейчас приеду в Россию и тоже организую отклики и письма в поддержку чешских театров. Во многих театрах я работал, я их очень хорошо знаю. И я, конечно, никогда не забуду: в прошлом году, когда огромное количество театральных деятелей не только написали письма, но там даже были написаны статьи в газеты, и в русских газетах было очень много критических заметок от чешских театральных критиков, от артистов. Очень помог Ян Качер, написал письмо в газету в российскую.



Владимир Ведрашко: Странно, что театры вступаются друг за друга на чужой территории.



Ондржей Мразек: По-моему, это нормально, так как вообще у театров всегда будут сложные отношения с государством. И люди это помнят хорошо. Человек, который всю свою жизнь отдает театр, он это очень хорошо запомнит. И если увидит кого-то другого в этой ситуации, нет выбора. Конечно, русофобия, которая здесь была очень сильная, сильно проявлялась, она не то, что исчезла, но есть большое количество людей, есть группы людей, которые узнали, что есть разница между советскими танками в 68 году и театром из Перми.



Сергей Федотов: Вообще театральная среда – особая среда. И Ондржей поддержит меня, когда театр «У Моста» в 95 году здесь появился, то очень открыты были зрители и театралы. Я сразу получил несколько приглашения на постановки и сейчас в Чехии поставил 15 спектаклей. В первые годы люди говорили: мы помним эти танки, и вы нам доказали, что это политика, что артисты, театры - они родственные души. И сейчас внимание к русскому театру больше и больше.



Ондржей Мразек: Сейчас, что касается театра, как раз там этой русофобии всегда было меньше, чем в других группах людей. Так как чешский театр в свои лучшие годы очень смотрел в Россию, в русский театр, как в 60 годы, золотой век чешского театра - Томас Крейчер, он ставил русские пьесы, Петр Лейбл, золотой век театра 90-х лет, тоже его лучшие пьесы русские, русских авторов.



Владимир Ведрашко: Какие, на ваш взгляд, наиболее заметные театральные постановки русских авторов на чешской сцене, на пражской сцене?



Сергей Федотов: «Идиот», я могу сразу сказать, в Дэйвицком театре очень большое событие - это Мирослав Кробат поставил. И вообще в Дейвицком театре есть очень много спектаклей, которые по русской классике поставлены и которые точно следуют русской литературе, русскому стилю и очень любят русский театр.



Ондржей Мразек: Было такое очень интересное событие, которое касалось современного театра – это издательство «Дилия» организовало для юных переводчиков семинар. Это было, что переводились пьесы, шесть пьес русских современных драматургов, и эти пьесы были сценическое чтение, на сцене их читали. Пришло много молодых людей, русистов, молодых театралов. Это были пьесы авторов вне центра, вне Москвы. Это для меня было очень интересное событие, что касается русского театра.



Сергей Федотов: В «Швандовом дивадле» спектакль «Курица», пьеса Николая Коляды, я поставил два года назад, уже два года спектакль идет с большим успехом и Коляду очень любят. Есть и в других городах по пьесам спектакли. Знаю, что братья Пресняковы идут очень широко. В общем, интересуются и современной русской драматургией.


XS
SM
MD
LG