Ссылки для упрощенного доступа

Россия присоединилась к рамочной конвенции по борьбе с табаком. Что будут делать с курящими «в неположенных местах»


Ирина Лагунина: Россия присоединилась к рамочной Конвенции ВОЗ по борьбе с табаком. В ближайшие годы стране предстоит принять законы о запрете рекламы сигарет, поднять их стоимость и разработать программы по профилактике табакокурения. Поможет ли курящим россиянам опыт европейских стран – рассказывает Любовь Чижова.



Любовь Чижова: Специалисты говорят, что в России – настоящая эпидемия табакокурения: по данным медиков, сейчас в стране курят около 60 процентов мужчин и трети женщин, а также почти 75 процентов старшеклассников. 40 процентов детей и подростков до 14 лет хотя бы раз затягивались сигаретой. По информации ВОЗ, каждые 6 секунд от заболеваний, связанных с курением, в мире умирает 1 человек. Конвенция ВОЗ по борьбе с табаком была принята в мае 2003 года, с тех пор ее подписали 168 и уже ратифицировали 151 страна. Россия оказалась в числе последних государств, подписавших и ратифицировавших Конвенцию. Главный идеолог присоединения, заместитель председателя комитета Государственной думы по охране здоровья, академик Николай Герасименко говорит, что мешали лоббисты табачных кампаний…



Николай Герасименко: Как в песне, «этот день мы приближали, как могли». К сожалению, Россия вошла в число 17 стран, которые вскочили в последний вагон уходящего поезда. В стране идет эпидемия табакокурения, идет настоящая табачная война транснациональных монополий против русского народа, российского народа. Что у нас происходит? До 95 года в России курили примерно около 45-50% мужчин, около 5-6% женщин, подростков где-то процентов 15 было. И в России производилось примерно 220 миллиардов сигарет. В 94 году, когда правительством Черномырдина было подписано постановление об организации совместных предприятий, сюда кинулись транснациональные компании «Бритиш Американ табако», «Джапан табак», сейчас самая крупная фирма – это «Филип Морис» и ряд других. Они буквально в короткое время из соучастников превратились в основных акционеров, скупили, выкупили все акции. Сейчас практически отечественной табачной промышленности нет, 5% ее осталось. Построили огромные цеха и за 10 лет увеличили производство в два раза. То есть уже в 2006 году, в 2007 еще больше, 417 миллиардов сигарет, было 200 с небольшим – в два раза. Одновременно увеличивается потребление сигарет с 200 миллиардов до 317. И у нас основной акцент, там очень мощная маркетинговая политика, очень мощный акцент делается на женщин, подростков и детей, тех, кто еще не были вовлечены. Реклама идет как, построена: красивая женщина показывает свою свободу, независимость, интеллект, она курит. Мачо в фильме, играет либо бандита, либо героя, обязательно тоже курит. Это стиль русской жизни – курение и все остальное. И на пачках у нас нет никакой информированности о вреде курения. В Англии парламент обсуждает всерьез введение лицензии для курильщика на курение сигарет и обсуждает цену этой лицензии 10 фунтов в месяц. Хочешь курить – бери лицензию и кури. Никто не борется с курильщиками, никакой дискриминации курильщиков нет. У нас наоборот идет дискриминация некурящих в ресторанах, везде. Просто идет забота о детях, начиная с матери, чтобы она понимала, что когда она курит, она вызывает заболевание у ребенка. Чтобы дети у нас не курили, чтобы бросали курить, кто курит, потому что возникает рак легких, импотенция и так далее. Вот это весь смысл вот этой серьезной борьбы. Следующее направление – это создание возможностей для лечения табакокурения. Это тоже очень важно. Потому что я как бывший курильщик могу сказать: наверное, нет ни одного курильщика, который не хочет бросить курить. По статистике считается, что трое из четырех курильщиков желают бросить курить. Такое направление целое и в законодательной, и в исполнительной власти будем делать, помощь, кто хочет бросить курить. Новый препарат уже создан, он начат в Англии и сейчас на рынке производится, наверное, в следующем году поступит в Россию, который превосходит все ныне производящиеся препараты по своей эффективности, крайне эффективный.



Любовь Чижова: В течение пяти лет Россия должна принять ряд законов, ужесточающих правила торговли табаком и его рекламу. Возможно, табачные ларьки исчезнут с улиц, а продавать сигареты будут только в крупных супермаркетах. Реклама табачных изделий будет запрещена или останется только в специализированных изданиях. Сигареты должны стать как можно недоступнее и значительно подорожать. Кроме того, Минздрав обещает помогать людям, желающим бросить курить – для этого будут разработаны специальные программы. Курильщикам будет разрешено затягиваться сигаретами только в специально отведенных местах, в ресторанах это можно будет делать только в залах для курящих, а если администрация о таких залах не позаботится, курить будет запрещено вовсе. О вреде сигарет, которые вызывают массу серьезных заболеваний, в том числе рак, известно всем. Тем не менее, люди курят. Почему? - спросила я у нарколога центра «Нет алкоголизму и наркомании» Сергея Полятыкина….



Сергей Полятыкин: Почему человек рискует, если он знает, что это опасно? Я за городом живу и езжу на электричке очень часто. Подходя к платформе, там есть тропиночка, люди идут обычно через переход подземный, а есть тропиночка через пути и там веночек лежит, плакаты висят, что опасно, не ходите, а люди все равно идут. Никто себя не связывает с этой ситуацией. Я умнее, я замечу, я успею… Так с табаком, там с алкоголем, так с наркотиками, так с ВИЧ-инфекцией, так со всем.



Любовь Чижова: У медиков есть такое выражение – зависимость от табака?



Сергей Полятыкин: Это такой синдром и комплекс. Потому что в зависимости от ритуала, есть сам ритуал: люди встретились, собрались, тут же закурили. И есть зависимость от химического вещества, от никотина, который на самом деле никотин в чистом виде вызывает зависимость. Но никотинозависимых людей меньше, чем которые зависят от ритуала в комплексе. Я, например, был зависимый от ритуала, в определенные ситуации я закуривал. Вот я вырос, наверное, мне стало неинтересно, я не курю давно уже.



Любовь Чижова: А как вообще людям удается бросить курить?



Сергей Полятыкин: На самом деле, чтобы бросить курить, есть разработанная, мне больше всего нравится, академиком Чичалиным методика. Надо план составить очень четкий и его придерживаться, то есть не ощущений своих придерживаться, а этого плана. Допустим, за месяц поставить себе задачу с обычной доли сигарет до нуля свести. Второе: нужно подключить заменители никотина, лучше пластырь никотиносодержащий, он дороже, но там постоянно всасывается доза определенная. Конфеты всякие и жвачки и никотином, там трудно дозировать, поступление зависит от состояния желудочно-кишечного тракта и так далее. И в таких трудных случаях, когда выраженная зависимость химическая от никотина, там уже лекарства, настоящая абстиненция, похмельный синдром, у человека меняется настроение, давление, озноб, потоотделение, сон нарушается, аппетит. То есть там лечение как алкогольной зависимости.



Любовь Чижова: Страшные вещи рассказываете, Сергей Анатольевич.



Сергей Полятыкин: Мой приятель, один из лучших друзей такой зависимостью страдает. Как только он прекращает прием табака, так тут же у него все развивается, полная картина.



Любовь Чижова: А если человек не хочет бросать курить – это плохо?



Сергей Полятыкин: Если человек не хочет избавляться от стереотипов поведения, которые повышают риск для его здоровья и жизни, ответ очевидный – это плохо. Но другое дело, что нужно уменьшать степень свободы его в этих вредных привычках, стереотипах поведенческих.



Любовь Чижова: Говорил нарколог Сергей Полятыкин… Литва - одна из стран Евросоюза, присоединившаяся к рамочной конвенции ВОЗ по борьбе с табаком. О том, как там пытаются бороться с курением, рассказывает наш корреспондент в Вильнюсе Ирина Петерс…



Ирина Петерс: Принятые в последние годы в Литве запреты на курение в учреждениях, общественных местах, а позже во всех ресторанах, кафе и барах дали результаты. Вероятность попадания некурящего человека в накуренное поведение фактически сведена к нулю. Повсеместно оборудованные специальные комнаты для курения развели людей с разным отношением к сигарете по своим непересекающимся путям. Не оправдались опасения предпринимателей, что запрет на курение значительно уменьшит посещаемость кафе и ресторанов. Этого не произошло. Люди выходят курить в специальные помещения или на улицу. Кстати, последний вариант принес неприятные издержки, казалось бы, благого дела. Посетители и работники кафе, вынужденные теперь выходить на улицу, если в этом помещении не оборудована курительная комната, постоянно толпятся с сигаретами в руках у входа. Курящие оказались на виду больше, чем раньше – возмущаются недовольные противники табака. Они фактически рекламируют его для проходящих мимо прохожих, в том числе молодежи и детей, говорят критики. «Хотелось как лучше, а получилось как всегда», – съехидничала по этому поводу одна из литовских газет. Отметив: «Раз идете на запреты, то должны обдумать все последствия». Еще в таких ситуациях бывают случаи, когда нечастные клиенты выходят из ресторана не покурить, а насовсем. Правда, такой обман большая редкость. В общем же запретительные меры постепенно оказывают оздоровительный эффект на общество, хотя курящих, особенно среди молодежи много, но отказ от курения медленно, но входит в моду. Популярен образ преуспевающего человека, а значит следящего за своим здоровьем, психологически стойкого, бодрого, белозубого и курение в этот образ не вписывается. Свое влияние оказывает и табачная антиреклама, действующая в Литве уже несколько лет. Естественно, ни о какой рекламе не может быть и речи. На всех пачках сигарет крупные предупреждающие, а порой пугающие надписи: «Курение – это зависимость. Не начинай», «Табак убивает» или «Курение уменьшает количество сперматозоидов». Доктор Александр Слатвицкий из Клайпеды.



Александр Слатвицкий: Запреты, введенные на курение в общественных местах, сделаны с целью защитить людей некурящих от пагубного воздействия выдыхаемого курильщиками дыма. Запрет рекламы табачных изделий лет 6-7 существует как минимум, безусловно, должен был оказать влияние на курение молодежи. Реклама вся была ориентирована на молодых людей. Употребление табака – это один из видов химической зависимости. Дальше все идет по законам зависимости. Начало курения не связано с какими-то внутренними психологическими проблемами. В большинстве случаев это влияние окружающей среды – любопытство, нежелание отстать от своих друзей, это мода и, безусловно, последствия той агрессивной рекламы, которая на протяжении многих лет в нашей стране была. Позитивного результата от запрета рекламы нам тоже придется ждать.



Ирина Петерс: Запреты относительно курения подкреплены в случае нарушения требованием оплаты соответствующего штрафа. За этим следят государственная служба по контролю за употреблением табака и центры общественного здоровья. Убедиться в этом недавно пришлось и премьер-министру Литвы. Во время делового визита вместе со своим латвийским коллегой в Клайпеду в тамошнем кафе глава литовского кабинета министров закурил свою любимую трубку, что не осталось незамеченным. Новость подхватили въедливые журналисты, и господину Киркалису, невзирая на его статус, пришлось заплатить штраф тысячу литов – это около трехсот евро. Что ж, если нельзя, то всем – исключений нет.



Любовь Чижова: В ближайшие годы России придется учитывать положительный и отрицательный опыт европейских стран, которые уже значительно ограничили права курильщиков и увеличили штрафы за курение в неположенных местах. Приживется ли этот опыт в России – станет ясно через несколько лет.
XS
SM
MD
LG