Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Американо-израильские отношения на фоне шестидесятилетия государства Израиль. Спасет ли американский фермер от голода развивающийся мир?



Юрий Жигалкин : Американо-израильские отношения на фоне шестидесятилетия государства Израиль. Спасет ли американский фермер от голода развивающийся мир? Таковы темы уик-энда в рубрике «Сегодня в Америке».


Если судить по обилию и эмоциальности публикаций американской прессы, посвященных шестидесятилетию Израиля, годовщина создания, не исключено, ближайшего союзника Соединенных Штатов - заметное событие для США, которые в одиночку приходили на помощь Израилю в критические для выживания еврейского государства моменты. Десятилетия назад Вашингтон взял, по сути, на себя ответственность за выживание Израиля в крайне враждебном окружении и роль посредника в поисках мирного разрешения конфликта. С тех пор окружение это стало заметно менее враждебным, но израильско-американские отношения остаются исключительно тесными. О прошлом этих отношений и перспективе мой коллега Ян Рунов поговорил с известным американским политологом.



Ян Рунов : О том, как складывались американо-израильские отношения за 60 лет существования Израиля, рассказывает директор вашингтонской исследовательской организации Jewish Policy Center Джонатан Шанзер:



Джонатан Шанзер : За плечами Америки 60 лет уникального сотрудничества с Израилем. Особые отношения начались с момента возникновения страны в 1948 году. Через 11 минут после провозглашения государства Израиль правительство президента Трумена признало его независимость де-факто. В этом США были первыми. Затем признали Израиль Советский Союз и несколько других стран.


С первых дней выживание Израиля зависело от Америки, оказывавшей финансовую, военную, моральную и дипломатическую поддержку. Например, во время 6-дневной войны Америка сделала всё, чтобы не дать Советскому Союзу вмешаться в конфликт. В войне 1973 года, когда Сирия и Египет неожиданно напали на Израиль, США позаботились о том, чтобы у Израиля было достаточно оружия для обороны и ответного удара. По сегодняшний день важнейшую роль в защите Израиля Америка играет в ООН, где немалую силу имеет так называемое «арабское лобби». США довольно часто приходится накладывать вето на антиизраильские резолюции. Именно благодаря тому, что США являются единственным в мире реальным союзником Израиля, Вашингтон способен оказывать влияние на Тель-Авив. Оказывая поддержку Израилю, которому постоянно грозит уничтожение, США стараются придерживаться сбалансированной политики в отношениях с этой страной и с союзными арабскими государствами. Такая позиция позволяет США играть роль объективного арбитра в американо-палестинских, американо-арабских переговорах.


В прошлом Америка не раз оказывалась перед трудным выбором между Израилем и арабскими союзниками. Например, сразу после терактов 11 сентября 2001 года арабский мир дал понять, что этот теракт и терроризм вообще - результат поддержки Израиля Соединёнными Штатами. Это было похоже на шантаж - если Америка прекратит помогать Израилю, то прекратятся действия террористов против США. И в 70-х годах прошлого века, когда страны ОПЕК решили объявить эмбарго на продажу нефти Соединённым Штатам в отместку за помощь Израилю, Америка не отступила.



Ян Рунов : Насколько американо-израильские отношения зависят от личности президента США?



Джонатан Шанзер : Были президенты, у которых отношения с правительством Израиля были очень дружескими, и не очень дружескими. Например, президент Клинтон отличался очень активным сотрудничеством с премьер-министром Эхудом Бараком во время мирного процесса 90-х годов. У Клинтона были амбициозные планы - добиться мира на Ближнем Востоке. И ему казалось, что эта цель вполне достижима. А Джордж Буш-старший, пожалуй, меньше многих других президентов последних десятилетий симпатизировал Израилю. Во всяком случае, его личные связи с руководством Израиля были гораздо слабее, чем у Клинтона. Но личные симпатии или антипатии президента США не играют большой роли, поскольку Конгресс все 60 лет продолжает поддерживать Израиль, постоянно выделяя этой стране большую финансовую помощь.


От президента и его администрации зависит степень давления на Израиль с требованиями новых уступок арабским соседям ради заключения мирных соглашений. Сила этого давление и уступчивость того или другого правительства Израиля определяют уровень дружественности между президентом США и премьер-министром Израиля. Но даже если возникает напряжённость в отношениях между правительствами обоих государств, вопрос о сохранении государства Израиль остаётся главным в отношениях Израиля и США.



Ян Рунов : По-вашему, это останется неизменным и в будущем?



Джонатан Шанзер : Я был в посольстве Израиля на днях, когда там был приём в честь 60-летия Израиля. На приёме выступили кандидат в президенты США демократ Барак Обама, независимый сенатор Джозеф Либерман и вице-президент США, республиканец Дик Чейни. Несмотря на совершенно различные, часто противоположные взгляды по многим внешнеполитическим проблемам, все они говорили о необходимости дальнейшей поддержки Израиля. Это хороший показатель того, что может произойти в ближайшем будущем: по этому вопросу между двумя главными партиями США нет разногласий. Израиль пользуется поддержкой обеих партий на Капитолийском холме.



Ян Рунов : Это был Джонатан Шанзер, вашингтонский политолог.



Юрий Жигалкин : С ним беседовал Ян Рунов.


В пятницу Министерство сельского хозяйства США сообщило о том, что по его прогнозам, американские фермеры соберут в этом году рекордный за десятилетия урожай пшеницы, на семнадцать процентов больше, чем в прошлом году, близкий к рекордному урожай кукурузы и сои. Эксперты явно надеются, что это наглядное доказательство гибкости американского агропромышленного комплекса, быстро увеличивающего производство продовольствия в ответ на рыночный спрос, станет антидотом всемирным страхам по поводу дефицита продуктов. Слово Аллану Давыдову.



Аллан Давыдов : Прокомментировать оптимистичные виды на урожай пшеницы в США я попросил Хоми Хараса, старшего эксперта по мировой экономике Института Брукингса в Вашингтоне.



Хоми Харас : Я, безусловно, считаю это хорошей новостью. Отмечу в ней два симптоматичных момента. Прежде всего, налицо свидетельство фактического продолжения роста глобальных продовольственных ресурсов - и это при том, что в прошлом году мировые запасы продовольственного зерна достигли рекордно высокого уровня. С другой стороны, пока неясно, насколько данный прогноз ослабит нынешнее напряжение с продовольствием, особенно в развивающихся странах. Трудно судить, в какой степени рекордные урожаи позволят поспевать за растущим спросом на продукты питания.



Аллан Давыдов : Сегодня эксперты называют ряд факторов, обусловивших гигантский рост мировых цен на продовольствие. Что вы считаете главной причиной дефицита сельскохозяйственных продуктов?



Хоми Харас : Сегодня некоторые утверждают, что еда подорожала из-за роста среднего класса в многонаселенных Китае и Индии, который теперь в состоянии позволить себе питаться лучше. Однако этот аргумент относится к долговременным структурным особенностям, которые дают о себе знать уже на протяжении более чем десятка лет. Существенную роль в нынешнем росте цен я бы отвел не им, а краткосрочным факторам. Среди которых - прошлогодняя засуха в Австралии, решения администрации США о производстве биотоплива, позволившие направить часть продовольственного зерна и кукурузы на непищевое использование. Заметный негативный фактор - ослабление доллара США, повысившее стоимость затрат на производство продуктов питания, особенно на потребляемую энергию. А также быстрый рост цен на нефть, из-за которого подорожали удобрения, транспортировка и другие ресурсы для производства продовольствия.



Аллан Давыдов : Что вас тревожит более всего в связи со взлетом цен на продукты питания?



Хоми Харас : Наибольшую озабоченность вызывает прямая связь тенденций продовольственного рынка и рынка энергетического. Хотя исторически цены на энергоносители всегда были крайне изменчивы, человечество научилось приспосабливаться к этой изменчивости. Но в последние годы и рынок сельскохозяйственной продукции переживает колебания, к которым мы были не готовы, которые угрожают мировой стабильности. Ведь к быстро меняющимся ценам на продукты людям приспосабливаться гораздо труднее, потому что еда для них важнее, чем топливо. Это чрезвычайно серьезная проблема, пока трудно сказать, где искать ее решение.



Аллан Давыдов : Как по-вашему будет развиваться ситуация с ценами на продовольствие?



Хоми Харас : В данный момент многие страны озабочены тем, смогут ли они обеспечивать себя продуктами питания в достаточной степени. В результате они обращаются к таким мерам как временное введение тарифов, ограничений или запретов на экспорт продовольствия для того, чтобы поддерживать удовлетворительный уровень его поставок на свой внутренний рынок. В итоге сокращаются международные поставки, цены на глобальном рынке растут.


В обозримом будущем следует ожидать дробления мирового продовольственного рынка. Но в среднесрочной перспективе страны все же найдут в себе силы для более глубокой рыночной реинтеграции; на высокие цены рынок начнет реагировать ростом производства и предложения. При этом я надеюсь, в среднесрочной перспективе, стратегические решения Конгресса и Белого Дома по использованию продовольственного сырья для производства биотоплива, видимо, будут пересмотрены.



Аллан Давыдов : Учитывая, что Минсельхоз США прогнозирует рекордный урожай пшеницы - стоит ли миру надеяться на то, что американский фермер прокормит его?



Хоми Харас : Агропромышленный комплекс Соединенные Штаты всегда обладал существенным превосходством с точки зрения продуктивности. Однако я бы не стал недооценивать роль, которую играют в этой отрасли и другие высокоразвитые страны. На мой взгляд, крайне важно приобщить к процессу страны, считающиеся неэффективными агропроизводителями и попытаться подтянуть их агротехнологии, и, соответственно, производительность, до уровня самых развитых стран. Для этого в развивающихся странах существуют колоссальные возможности, которые только предстоит реализовать силами промышленно развитого сообщества. Осуществление такой задачи поможет заметно снизить зависимость этих стран от импорта продовольствия.



Аллан Давыдов : Сказал Хоми Харас, старший эксперт по мировой экономике Института Брукингса в Вашингтоне.



Юрий Жигалкин : На этом мы завершим очередной выпуск рубрики «Сегодня в Америке». Всего доброго!



XS
SM
MD
LG