Юрий Жигалкин: В Западной Вирджинии проходят одни из последних первичных выборов. Путин удерживает власть - американская реакция на кадровые перестановки в российском правительстве. Избран новый глава Зарубежной православной церкви. Таковы некоторые из тем рубрики «Сегодня в Америке», у микрофона в Нью-Йорке - Юрий Жигалкин.
Во вторник в Западной Вирджинии состоятся первичные выборы демократической партии, которые, как ожидается, с большим перевесом выиграет Хиллари Клинтон. Однако мало кто верит в то, что ей удастся добиться партийной номинации в президенты. Последняя интрига предвыборной кампании закрутилась вокруг неожиданного заявления Барака Обамы. Рассказывает Аллан Давыдов.
Аллан Давыдов: Для продолжения кампании по выборам президента сенатор Хиллари Клинтон залезла в 20-миллионный долг. На днях стало известно, что около 12 миллионов долларов из этой суммы она выделила своему предвыборному штабу за счет собственных сбережений. Если ей не удастся собрать указанную сумму за счет пожертвований до августовского национального съезда демократической партии, то эти миллионы она потеряет. В минувшие выходные ее ближайшие советники заявили в телеэфире, что Хиллари до конца будет бороться с Бараком Обамой за номинацию кандидата в президенты от демократической партии. При этом помощники Клинтон призвали избирателей больше жертвовать на ее кампанию.
Тем временем Барак Обама дал повод для предположений о том, что он готов помочь Хиллари выплатить ее долги, если он будет выдвинут кандидатом в президенты, а она - кандидатом в вице-президенты. В пятницу он заявил журналистам, что хотел бы обсудить с сенатором Клинтон способ помочь ей избежать неудобного положения и даже роль в предвыборной команде.
Возможное развитие ситуации я попросил прокомментировать профессора Принстонского университета Джулиана Зелицера.
Джулиан Зелицер: Я сомневаюсь, что Хиллари Клинтон согласится уступить Обаме и баллотироваться в вице-президенты, так сказать, в ответ на его содействие в выплате ее долгов. Хотя в предыдущих кампаниях победитель иногда мог использовать часть своего избирательного фонда на покрытие долгов другого кандидата, в данном случае речь будет идти, скорее всего, о сделке, подразумевающей согласие Клинтон передать Обаме голоса своих сторонников из числа делегатов съезда или выйти из гонки.
Аллан Давыдов: Но допустима ли в принципе возможность того, что Обама предложит Клинтон баллотироваться с ним в качестве кандидата в вице-президенты?
Джулиан Зелицер: Многим это может показаться невозможным или неправильным. Но здесь важно понимать, что Хиллари заметно опережает Обаму во многих критически важных для демократов регионах, населенных рабочим классом, в таких крупных штатах как Пенсильвания и Огайо. Последует ли в действительности такая просьба к Хиллари - не ясно. Но мы наблюдаем явное начало маневрирования. Думаю, заявление Обамы, зондирующее возможность присоединения к нему Хиллари кандидатом в вице-президенты, окажется не последним. В свою очередь от Клинтон в ближайшие недели мы можем услышать, чего она хочет в обмен на выход из состязания за пост президента.
Аллан Давыдов: Профессор Зелицер отмечает, что если до сих пор Хиллари, возможно, и не помышляла о вице-президентстве, то сейчас она может рассматривать этот пост как трамплин для президентских выборов 2012 года, рассчитывая за это время проявить себя ярче, чем Обама. Эксперт не исключает, что она рассматривает такой вариант более приемлемым с точки зрения своего политического будущего.
Юрий Жигалкин: Путин сохраняет власть - такова, судя по всему, преобладающая реакция американских комментаторов на информацию о новом составе российского правительства. Слово - Яну Рунову.
Ян Рунов: Сообщения американских средств информации о новом составе российского правительства сводятся к общей мысли, что Путин, пересев из кресла президента в кресло премьер-министра, сохранил значительное влияние. Это утверждение подкрепляется тем, что Сергей Лавров по-прежнему возглавляет Министерство иностранных дел, Алексей Кудрин - Министерство финансов, а Анатолий Сердюков - Министерство обороны. Американские наблюдатели считают, что, в целом, сохранение власти Путиным было предсказуемо и введение в кабинет министров близких соратников бывшего президента не явилось неожиданностью.
Вот как прокомментировал назначения и перемещения в высшем эшелоне власти России американский политолог, старший научный сотрудник вашингтонского исследовательского Джеймстаунского фонда Джонас Бернстайн.
Джонас Бернстайн: Мое впечатление, что Путин, в общем, на данном этапе обеспечил себе контроль над страной. Мне представляется примечательной отставка главы ФСБ Патрушева и назначение на этот важный пост Бортникова, который, как мне казалось, был близким сторонником Медведева, но, одновременно, был больше на стороне Черкесова в его борьбе с Сечиным. Было бы интересно узнать, это Медведев настоял на том, чтобы Владислав Сурков, занимавший пост замглавы администрации президента Путина, остался на этом посту при президенте Медведеве, или это была идея Путина оставить Суркова в Кремле? То ли это уступка Медведеву, потому что Путин вряд ли хотел отрывать Суркова от своей команды, то ли Путин направил своих людей - Нарышкина и Суркова - в Кремль, в администрацию Медведева. В общем, в результате всех этих перестановок и назначений Путин выглядит сторонником стабильности, предсказуемости, преемственности и баланса.
Ян Рунов: Как при нынешнем раскладе видится вам внешняя политика России?
Джонас Бернстайн: Лавров - человек, проводивший путинскую внешнюю политику, достаточно жесткую в отношении Запада, остался на своем посту. Если верить заявлениям самого Путина, он намерен сконцентрироваться на экономических и социальных проблемах внутри России, что и надлежит делать премьер-министру. Значит, внешнюю политику должен определять президент. Но мы не знаем, что происходит за кулисами. Возможно, в результате соглашения между Медведевым и Путиным Лаврова оставили, чтобы продемонстрировать намерение продолжать прежний внешнеполитический курс? С большей уверенностью еще рано говорить.
Ян Рунов: Это был Джонас Бернстайн из Джеймстаунского фонда в Вашингтоне.
Юрий Жигалкин: Иерархи Русской зарубежной церкви избрали нового главу церкви, причину аутизма может определить суд.
В понедельник члены синода Русской православной церкви за рубежом избрали нового главу церкви. Им стал архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский Илларион. Он наследует на этом посту недавно скончавшегося митрополита Лавра, который был инициатором возвращения зарубежной церкви в лоно Московской патриархии.
Что можно ожидать от нового главы зарубежной православной церкви? Мой собеседник протоиерей Леонид Кишковский, священник американской православной церкви.
Леонид Кишковский: Я его знаю довольно давно, но не очень близко, мне он всегда был симпатичен. Потому что очень молитвенный, спокойный человек, он не утрирует вопросы, а он выслушивает, он прислушивается и ищет какой-то свой взгляд на церковные события. Так что у меня ощущение какой-то уверенности, что корабль будет вестись спокойно и правильно.
Юрий Жигалкин: Отец Леонид, вопрос о том, насколько далеко зайдет объединение двух церквей, явно интересует сегодня многих. Можно, скажем, представить, что в будущем к управлению зарубежной церковью придут иерархи из России, что в ее приходы будут назначаться священники из России?
Леонид Кишковский: Я очень сомневаюсь в этом. Я не хочу видеть ничего отрицательного, но все же пасторский, миссионерский пути в России и в Америке очень различные. Просто другая история все же уже, другие общества, другие взаимоотношения в обществах. Я знаю, что на уровне пасторском бывают удачи, бывают вполне удачные варианты. Но бывают трагедии. Потому что быть священником в России - это что-то совсем другое, чем быть священником в Америке. Я не говорю, естественно, о догматике, о литургии, я говорю о взаимоотношениях между людьми. Отношения епископа с духовенством, в общем, носят другой характер, чем в России. В Америке священник зарубежной церкви, американской, греческой, в общем, должен довольно много работать над тем, чтобы создать жизнь не просто случайных прихожан вместе, а жизнь общины.
Юрий Жигалкин: То есть вы считаете, что через 10, 15, 20 лет связь между зарубежной церковью и патриархией, скорее всего, так и останется на каноническом уровне.
Леонид Кишковский: Не совсем так. Я думаю, эта связь будет вполне положительная и где-то трогательная. Мы это ощущаем, как американская церковь, мы не отвернулись от русской церкви, мы близко принимаем к сердцу то, что происходит в России, но иногда делимся несколько другим взглядом на вещи. Я думаю, мы чем-то помогаем тоже русской церкви. Мы все едины, но условия в обществах, в странах, в церквях разные бывают.
Юрий Жигалкин: Это был Леонид Кишковский, священник американской православной церкви, американский церковный деятель.
В понедельник отчаявшиеся родители детей, больных аутизмом, решили с помощью суда подтвердить теорию о том, что это необъясненное психическое отклонение является результатом чрезмерного вакцинирования младенцев. Истцы хотят получить компенсацию из специального федерального фонда, доказывая, что причиной возникновения аутизма могло быть воздействие на детский организм ртутной добавки, содержащейся в некоторых вакцинах.
Насколько вероятна такая теория? Я попросил поделиться мнением профессора медицины Даниила Голубева.
Даниил Голубев: Аутизм, а больных, пораженных этим состоянием, более 4 миллионов человек в США, это заболевание неизвестной этиологии, крайне запутанного патогенеза и по-своему мистическое заболевание. Поэтому видеть какую-то одну причину, связанную с вакцинацией, как повод для того, чтобы через суд взыскивать с каких-то фондов какую-то компенсацию представляется мне научно абсолютно необоснованной.
Ранний детский аутизм был впервые описан американским детским психиатром Каннером в 1943 году, когда нынешняя система вакцинации вообще не была принята.
Юрий Жигалкин: Профессор, но тогда это были единичные случаи, а сейчас все-таки специалисты говорят от эпидемии - около процента населения США поражено аутизмом?
Даниил Голубев: Бесспорно, в генезе аутизма имеют место генетические моменты. В общем, это врожденное состояние, но не абсолютно генетически обусловленное, а относительно. То есть какие-то генетические детерминанты подвергаются в процессе индивидуального развития плода или уже родившегося ребенка каким-то внешним воздействиям, которые провоцируют проявление этого состояния и, в общем, как бы учащают частоту заболеваний такого рода. Но поиск этих конкретных факторов проводить в условиях строгого эксперимента крайне трудно, потому что человечество окружено массой всякого рода вредных воздействий и вычленить какой-то один, который был бы ответственен за такой специфический психоневрологический феномен, просто невозможно.
Юрий Жигалкин: Такова реакция профессора Даниила Голубева на коллективный судебный иск нескольких тысяч американских родителей, утверждающих, что причиной заболевания их детей аутизмом стала вакцинация.