Ссылки для упрощенного доступа

Перестановки силовиков: «игра будет публичной»


Новый глава ФСБ Александр Бортников обещал президенту не останавливаться на достигнутом
Новый глава ФСБ Александр Бортников обещал президенту не останавливаться на достигнутом

Состав нового российского правительства и перестановки в администрации президента страны продолжают оставаться предметом обсуждения политиков, политологов и журналистов.


«Чьи силовики - того и власть» - именно так многие эксперты определяли будущий уровень влияния Дмитрия Медведева и Владимира Путина после инаугурации президента и перед формированием правительства. В новой структуре кабинета силовые ведомства по-прежнему подчинены напрямую президенту, и Дмитрий Медведев лично представлял сегодня подчиненным нового главу Федеральной службы безопасности Александра Бортникова:


«Среди приоритетных направлений в деятельности Федеральной службы безопасности остается обеспечение высокого уровня контртеррористической работы и борьбы с экстремизмом. За последние восемь лет ситуация качественно изменилась, но она нас в полной мере все равно не может устроить, и останавливаться на достигнутом нельзя», - сказал президент.


Новый главный российский чекист отвечал на напутствие Дмитрия Медведева по-военному четко: «Я понимаю всю полноту ответственности, которая ложится на меня как на руководителя ведомства, и ответственно заявляю, что сделаю все от меня зависящее, используя свой опыт, знания, для того чтобы качественно и эффективно решать поставленные перед службой задачи».


Перемещенного с поста директора ФСБ на должность секретаря Совета безопасности России Николая Патрушева Дмитрий Медведев тоже представлял лично: «Самое серьезное внимание полагал бы правильным уделить укреплению наших вооруженных сил, правоохранительных органов, совершенствованию борьбы с преступностью, коррупцией, террризмом и экстремизмом. Нужно в полной мере учитывать ответственность, которую Российская Федерация несет в глобальном поддержании стабильности, в сфере глобального поддержания стабильности в мире».


Но хотя и Патрушев, и Бортников благодарили нового президента, многие наблюдатели считают, что близки они гораздо больше к президенту бывшему, более того, к той части его окружения, которая конкурировала с Дмитрием Медведевым в борьбе за доверие Владимира Путина.


Руководитель экспертного центра «Панорама» Владимир Прибыловский уверен, что назначению нового главного чекиста очень рады конкретные люди:


«Насколько я знаю, это назначение - давняя мечта Игоря Ивановича Сечина, он хотел Бортникова директором ФСБ достаточно давно. И даже когда он это лоббировал активно, в районе 2004-2005 годов, это не могло не осложнить его отношения с Патрушевым. Но позже союзнические отношения между Сечиным и Патрушевым восстановились, и Бортников оставался заместителем директора ФСБ. Причем курировал работу над экономическими нарушениями, это очень важное направление деятельности. Бортников стал директором ФСБ, и при этом Патрушев не особенно обижен - он назначен с формальным повышением на пост секретаря Совета безопасности. Конечно, влияние там гораздо меньше. Формально этот пост выше, а фактически он декоративный. В условиях, когда Патрушев, говорят, не очень здоров, подвергается атакам со всех сторон за бездарные результаты деятельности ФСБ, для него этот пост очень, может быть, даже и желаемый. Кстати, протеже Патрушева - Нургалиев - сохранил свой пост в МВД. Правда, по-прежнему ходят слухи, что его, может быть, переведут в Татарстан вместо Шаймиева, но пока, по крайней мере, он в правительстве».


Напротив, лагерь противников Николая Патрушева и Игоря Сечина сильно потерял во влиянии, говорит эксперт:


«Важная вещь - это перемещение Черкесова с Госнаркоконтроля, который, несмотря на свое такое узкое название, фактически был ФСБ-2, перемещение его в Федеральное агентство вооружений свидетельствует о том, что Путин сделал попытку снизить накал противостояния между Черкесовым с одной стороны, Патрушевым и Сечиным с другой. И, собственно говоря, Бортниковым тоже. Потому что именно Бортникова люди Черкесова обвиняют в том, что сидит в СИЗО правая рука Черкесова Бульбов».


Некоторой компенсацией противникам Игоря Сечина может быть то, что родственник нового вице-премьера - теперь уже бывший министр юстиции Владимир Устинов - уволен, а на его место назначен однокашник Дмитрия Медведева по юридическому факультету Ленинградского университета Александр Коновалов.


Для западного наблюдателя вся эта борьба «бульдогов под ковром» выглядела бы, по меньшей мере, странно. В остальных государствах «большой восьмерки» кандидаты на посты руководителей силовых ведомств проходят как минимум через обсуждение в соответствующих парламентских комитетах. Но председатель Комитета Государственной Думы по безопасности Владимир Васильев не видит в российской процедуре назначения силовиков ничего зазорного:


«Я всегда отношусь к разного рода назначениям как к тому, что делают те руководители, которые сегодня в рамках Конституции, в рамках законодательства имеют на это полномочия. За это будет нести ответственность тот, кто это решение принял. В данном случае Владимир Владимирович знает людей, долгое время работал с ними, он хорошо знает угрозы и вызовы, которые сегодня Россию ожидают на пути дальнейшего развития. Он формулировал эти задачи. И конечно, ему, как руководителю исполнительной власти сегодня в стране, предстоит их решать. Он избрал для этого команду. Я к этому отношусь так, как, если хотите, в спорте. Кто-то считает, что он хороший игрок, а его не взяли, но ведь вопрос решает тренер, это его ответственность. Игра будет публичной».


Остается добавить, что министр обороны Анатолий Сердюков, еще недавно сильно ссорившийся со своим генералитетом, оставлен в должности и уже в новом качестве совершил первый зарубежный вояж.


XS
SM
MD
LG