Ссылки для упрощенного доступа

Истории Запада и Востока. Литовские силачи


Программу ведет Дмитрий Морозов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Вильнюсе Ирина Петерс.



Дмитрий Морозов: На последнем чемпионате мира по поднятию тяжестей " Powerlifting -2008" литовец Жидрунас Савицкас в шестой раз подряд завоевал титул первого силача. Установивший 12 мировых рекордов, способный в одиночку сдвинуть с места 37-тонный "Боинг", он объясняет такой успех не только особой крепостью собственного организма, но и давними традициями состязаний силачей в литовской бытовой культуре.



Ирина Петерс: Уже шестую победную статуэтку привез домой литовец Жидрунас Савицкас с соревнований "Арнольд Стронгман", устраиваемых в Калифорнии Арнольдьм Шварценеггером. 32-летний богатых из литовского городка Биржай с детства выделялся среди сверстников крепостью телосложения. "У меня хорошая наследственность, - говорит он, - плюс упорные тренировки, и в результате - впечатляющие победы".



Жидрунас Савицкас: Главные соперники - из Америки, из России, из Эстонии, из Украины. У меня 12 рекордов мира. Поднятие бревна над головой - 205 килограммов. Камень я поднимал 238 килограммов три раза - это тоже мировой рекорд. И от земли я поднимаю 480 килограммов. Раньше в каждой деревне были такие силачи. Мне знакомые русские рассказывают, что несколько лет назад про литовцев говорили, что они большие, сильные богатыри.



Ирина Петерс: А кстати, какой рост и вес у богатыря?



Жидрунас Савицкас: 1.91 - рост, и 170 килограммов - вес.



Ирина Петерс: Кто же все-таки настоящий силач - штангист, боксер, борец, культурист или, вот как вы, спортсмен, поднимающий или перетаскивающий тяжести?



Жидрунас Савицкас: Многие силачи, богатыри, но они очень специализированы. А в нашем спорте надо поднимать всякие предметы: и камни, и штангу, и бревно, и тащить машины. Не только поднимать максимальный вес, но и на разы поднимать, и бросать, например, вверх камень. Нужна и сила, и выносливость, и скорость. Это как бы объединяет много видов. В наш спорт приходят и из легкой атлетики, и из культуризма, и из бокса.



Ирина Петерс: Вы упомянули машину. Что самое большое приходилось тянуть?



Жидрунас Савицкас: "Боинг", 37 тонн. И в этом году будет соревнование, где будем тянуть самолет.



Ирина Петерс: Это вы один "Боинг" тащили?



Жидрунас Савицкас: Да, один. Просто нужна сила - и поедет он.



Ирина Петерс: Силач, как говорят, накачанный, часто люди не склонны считать такого человека интеллектуалом. Вам не обидно?



Жидрунас Савицкас: Такой же стереотип, как блондинка тоже должна быть глупая. Обидно. Но кто меня знает, тот знает, что я не только силач.



Ирина Петерс: Бывшего спортсмена, нынче профессора Вильнюсского педагогического университета Казиса Милащюса я расспросила об особенностях этого вида спорта и его корнях в народных традициях.



Казис Милащюс: Основной, ведущий фактор - это, конечно, тренировка, различные фармакологические средства. Допустим, у Савицкаса мышечная масса приближается к 100 килограммам, тогда как у рядового человека вряд ли 50 килограммов достигает. Специфический вид спорта, не многим он по силам, но при этом нужна сила сама по себе как физическое качество, мощность.



Ирина Петерс: Богатырь Савицкас как-то заметил: "В нашем роду по линии отца никто никогда не болел".



Казис Милащюс: Вот это есть дар природы. Конечно, это феноменально.



Ирина Петерс: О традициях литовских силачей говорят до сих пор, особенно в провинции, в маленьких городках.



Казис Милащюс: Очень давние традиции, довоенные. В деревнях мужчины состязались, кто дальше кинет камень, колесо через кузню перебросит, кто кого переборет. Много силачей в Литве. Наша четверка силачей, они сейчас чемпионы мира. Команда, которая ведущая в мире. Савицкас выиграл 6 раз, и чемпионом мира стал. Второй наш силач тоже в пятерке сильнейших мира, другие тоже в десятку входят.



Ирина Петерс: Однажды Савицкас на соревнованиях получил тяжелейшую травму, выбыл из спорта на целый год, многие считали - навсегда. Однако кроме физической силы обладающий и мощной волей, он сумел вернуться не только к прежним результатам, но и намного улучшить их.



Казис Милащюс: Ужасная нагрузка на позвоночник, травмы случаются, и там нет человека, который обошелся бы без них. Конечно, это травмы опасные, очень травматичный вид. Он больше коммерционный, такой рекламный, показательный, зрелищный.



Ирина Петерс: Современная молодежь, которая сидит у компьютера, насколько стала хилая. Может быть, поэтому люди хотят посмотреть, как выглядит мощный мужчина?



Казис Милащюс: Можно согласиться.



Ирина Петерс: Савицкас собирается баллотироваться в депутаты Сейма на ближайших выборах, объявили недавно местные газеты, принявшиеся заодно упражняться в шутках по поводу засилья, как они считают, вялых и мелких политических деятелей, проводящих соответствующую политику. Вот их компанию и хорошо было бы разбавить силачами-здоровяками.



Жидрунас Савицкас: Да, я буду участвовать в выборах парламента. Я буду еще в спорте два года, и это можно совместить. Такой силач Раймон Бергманис из Латвии тоже пойдет в политику.



Ирина Петерс: Может, действительно, людей, как Савицкас, и недостает литовскому Сейму, депутатов которого избиратели нынче нещадно критикуют за политическую слабость? Ведь в годы правления мощного во всех смыслах Альгирдаса Бразаускаса таких упреков не было.


XS
SM
MD
LG