Ссылки для упрощенного доступа

Роль спортивных побед в продвижении национальной идеи


Победа сборной России по хоккею с шайбой на Чемпионате мира в Канаде стала самым крупным достижением отечественной школы хоккея за последние 15 лет

Программу ведет Андрей Шарый.

Андрей Шарый: Победа сборной России по хоккею с шайбой на Чемпионате мира в Канаде стала самым крупным достижением отечественной школы хоккея за последние 15 лет. Спортивные эксперты предполагают, что костяк сборной Вячеслава Быкова не претерпит изменений до олимпийских игр в Ванкувере, где соперничество ожидается куда более острым. Об итогах чемпионата я беседовал с известным московским хоккейным обозревателем Аркадием Ратнером.

Красивая, заслуженная и закономерная победа команды Вячеслава Быкова.

Аркадий Ратнер: И победа в финале, и вообще весь турнир, который был проведен сборной России, оставляет самое выгодное впечатление. Редкий случай, что команда прошла Чемпионат мира без единого поражения, то есть выиграла все матчи, хотя были, конечно, определенные сложности и со шведами, и с белорусами, и с чехами, и вчера с канадцами. Но в целом команда продемонстрировала великолепный хоккей, особенно за счет того настроя, который создавался в первую очередь, на мой взгляд, выдающимся игроком Александром Овечкиным.

Андрей Шарый: За счет чего удалось переиграть канадцев? В чем россияне были сильнее?

Аркадий Ратнер: Я думаю, что канадцы, конечно, были во вчерашнем матче не слабее российской команды, но я не понимаю позиции, стратегии, тактики тренера канадцев, который в третьем периоде, имея преимущество в две шайбы, почему-то начал играть в откровенный откат. Это совершенно не характерно для НХЛ, хотя там существуют разного рода замки, защепки и так далее, и так далее, и так далее. При счете 4:2 были глубоко уверены, что их перевес в две шайбы они удержат. После этого шквал атак российской сборной стал настолько силен, что канадцы просто потеряли голову. Потому что такое количество комбинаций, такие эффектные входы в зону, расстрел вратаря канадской команды - все это было настолько устрашающе, что, мне кажется, канадцы в известной степени дрогнули. Это ничуть не умаляет достижения российской сборной, но то, что канадские тренеры совершили промах, это совершенно очевидно.

Андрей Шарый: По меркам НХЛ и по меркам вообще канадского хоккея как такового, у канадцев была сильная национальная команда?

Аркадий Ратнер: Я думаю, что у них была хорошая команда. Вот эти все игроки - Нэш, Хитли - это, звезды, если так можно сказать, второго порядка, которые идут вслед за Кросби, Овечкиным. Достаточно опытные, уже поиграв три, четыре года, игроки, много забивающие. Но, откровенно говоря, треть игроков приблизительно, их фамилии мало мне что говорят. Конечно, копаясь в справочниках, я эти фамилии находил, но больших достижений ни в спортивном смысле, ни в статистическом смысле у них нет.

Андрей Шарый: Сборная России 15 лет не была чемпионом мира и, в общем, медленно и мучительно шла к победе. То, что произошло, это стечение обстоятельств, талант тренера, удачно подобранная команда или все-таки это результат планомерного развития хоккея в стране?

Аркадий Ратнер: Я думаю, что в первую очередь нужно выделить Быкова. Он доказал себя не только как хороший тренер, но и как великолепный стратег. В прошлые годы все тренеры - и Игорь Дмитриев, и Владимир Васильев, они делали все-таки ставку на игроков, которые приезжали из НХЛ, они ждали их как чародеев, которые должны совершенно изменить ситуацию, атмосферу в команде. Вот быковская стратегия, вот эти его постоянные фразы, что он будет ориентироваться в подготовке к чемпионату мира и чуть ли не играть полностью составом игроков российского чемпионата. Ему удалось создать костяк, семь-восемь человек, во-первых, сильных игроков, во-вторых, определяющих атмосферу, настроение в команде. Поэтому приехавшие игроки, за исключением, пожалуй, Овечкина, Ковальчука и Андрея Маркова, все игроки были рангом, конечно, пониже. Вот эти трое, естественно, добавили команде очень много. Но порядок, атмосферу, настроение команды определял тот костяк, который был создан Быковым.

Те старые замашки, как в Санкт-Петербурге, где команда заняла 11-е место, когда приехавшее огромное количество НХЛовцев едва ли не ударилось в загул, этих вещей быть здесь не могло. Разумное предвидение Быкова сыграло решающую роль. Стиль команды, настроение команды определяли игроки, приехавшие из российского чемпионата.

Андрей Шарый: У этой победы найдется сейчас довольно много отцов. Как вы считаете, на отношения в хоккейном руководстве как скажется это достижение? Видимо, у Владислава Третьяка теперь побольше козырей в его борьбе с Фетисовым и с Межнациональной хоккейной лигой.

Аркадий Ратнер: Межнациональная хоккейная лига уже факт свершившийся, относясь к ней скептически, несколько изменил свое мнение. Там есть очень много разумных решений. С другой стороны, конечно, раздутый до 30 клубов, причем клубов разношерстных, конечно, это состязание искусственное. Как бизнес-проект его даже рассматривать нельзя. Третьяк будет сохранять свои позиции, будет заниматься сборной этой новой лиги. Вес определенный он набрал, хотя вклад его в эту победу, я считаю, конечно, ничтожный. Он слишком поздно появился, не думаю, что он мог повлиять коренным образом на положение дел в российской сборной.

Андрей Шарый: Вы рискнете сейчас предположить, что-то сказать о перспективах сборной Быкова? Что будет дальше, к олимпиаде будет ли он готовить команду?

Аркадий Ратнер: Было бы правильно, чтобы готовил команду к олимпийским играм в Канаде. Чувства канадцев, которые, безусловно, более увлечены финалом Кубка Стэнли, Чемпионат мира был для них чем-то второстепенным, конечно по престижу болельщиков и руководства, и вообще, думаю, может быть даже вообще правительства страны, это сильно ударило. Олимпийские игры будут в Канаде, поэтому у них должна быть на олимпиаде команда составлена из лучших игроков. У нас запасы в НХЛ не велики. Кроме этих игроков, которые приехали, я еще забыл упомянуть о Набокове, конечно, есть только два супермена, это Дацюк и Малкин. В то же время, как, предположим, шведы, финны, те же чехи, я уже не говорю о канадцах и американцах, должны выставить весь цвет своего национального хоккея.

Андрей Шарый: Московский хоккейный эксперт Аркадий Ратнер. Президент Федерации хоккея России Владислав Третьяк заявил о том, что Вячеслав Быков останется главным тренером сборной до олимпийских игр в Ванкувере.

Значительные победы российских спортивных команд (напомню, что на прошлой неделе петербургский "Зенит" завоевал Кубок УЕФА) вызвали прилив эмоций, в том числе патриотический, у болельщиков. Политики используют спортивные достижения для проведения своих пиар-кампаний. О составляющих спортивной победы в общественном сознании говорит научный сотрудник Социологического центра имени Юрия Левады Денис Волков.

Денис Волков: Мы видим, что порядка лишь 7 процентов занимаются спортом регулярно. Гораздо больше занимаются им молодые люди. И если мы посмотрим хоккей, то им занимаются порядка 1 процента молодых людей, футболом больше намного - 14 процентов. Наибольший интерес спорт, хоккей, футбол представляет для россиян именно как программа телевизора, здесь футболом увлекается где-то половина россиян уже, а хоккеем интересуется где-то треть.

Конечно, победы, спортивные мероприятия, они используются политиками. Здесь можно назвать олимпиаду в Солт-Лейк-Сити, когда поражения наших фигуристов трактовались как заговор, возбуждалась как бы дополнительная нелюбовь к Западу. Здесь же можем вспомнить и предстоящую Олимпиаду в Сочи в 2014 году: когда мы спрашивали о событиях года, победа России в заявке трактовалась нашими согражданами как главное событие года.

Но, если говорить о том, что спорт используется как какая-то идеология в нашей стране, мне кажется, до этого еще далеко. Советское время ушло. В моменты победы, конечно, вспоминаешь лишний раз, что это не только победа футболистов, это как бы и твоя победа, победа твоей страны. Но вот эффект от этого чувства недолог, вскоре все возвращается на свое место. Основная масса про спорт забывает, забывает про эти победы. Остается, наверное, какое-то радостное ощущение, но оно недолгое.

Понятие "величие государства" во многом формируется той политикой, которую проводит руководство страны, использует оно или не использует, конечно, старается использовать. Все же такая победа в спорте - это одно из немногих оснований такой позитивной консолидации населения, которой, мне кажется, именно в нашей стране часто не хватает.

Андрей Шарый: Роль спортивной победы для общественного сознания. Говорил московский социолог Денис Волков.

О спортивном патриотизме и о том, сколь сильно в сегодняшней России спорт приближен к политике, я беседовал с известным писателем-сатириком, ведущим программы Радио Свобода "Все свободны" и болельщиком с многолетним стажем Виктором Шендеровичем.

Чего сейчас в вашей душе больше, гордости по поводу красивой победы или опасение того, что в стране возникнет патриотическая истерика по этому поводу?

Виктор Шендерович: Нет, радости больше. Истерики у нас по любому поводу, так сказать, это не новость. То, что это все окружено пиаром, это совершенно естественно и по-другому быть не могло. Бог с ними, это их маленькие амебные радости. Миллионам людей счастье. Миллионам болельщикам счастье, радость, повод для гордости, если хотите. Знаете, когда "Динамо" футбольное в 46-м году побеждало английские клубы, тоже, разумеется, под это все подводилась чудовищная идеология. Но играли не для Сталина и не для Берии и радовались миллионы людей. Эта радость дорогого стоит.

Андрей Шарый: Как вы думаете, это любое начальство вообще или любое российское начальство, или российское начальство нынешнее на этом пиариться?

Виктор Шендерович: Хочет пиариться любое начальство. Другое дело, что в случае победы "Манчестера" или "Челси", мэра Манчестера или мэра Лондона никто близко не подпустит к кубку. А если он попробует подойти, так сказать, попиариться, ему дадут тяжелого пенделя, потому что это неприлично. Просто у них это непозволительно и начальство это понимает по большей части. Когда "Реал" там какой-нибудь становится чемпионом Испании, на автобусе путешествует по Мадриду, то там нет рядом мэра Мадрида, на этом автобусе, близко нет, и менеджеров "Реала" как-то так вблизи нет. А у нас Миллер, Зубков, Матвиенко, Медведев, уже все вокруг кубка зенитовского потерлись. Это пониженная гигиена общественная.

Андрей Шарый: Это можно назвать немножко по-другому: другая политическая культура, ни плохая, ни хорошая, а просто другая?

Виктор Шендерович: Да, я бы не так соблюдал политкорректность, я бы сказал, что это политическая культура менее европейская. Всякий начальник хочет пиариться, на то он и начальник. Разумеется, общество просто должно ему указывать его место.

Андрей Шарый: Как вы думаете, спорт и политика в России будут все ближе и ближе идти?

Виктор Шендерович: Не знаю. Если мы будем становиться постепенно цивилизованнее, то это будет дальше друг от друга. Если мы будем на том же, так сказать, азиатском уровне, разумеется, мы будем постоянно это дело смешивать.

Я испытал очень странное ощущение, глядя, как эти ребятки пытались петь российский гимн. Должен сказать, что это были новые для меня ощущения. Я вдруг подумал, что для этих людей, по преимуществу 20-летних, за исключением почти 40-летнего Федорова, для этих людей слова этого гимна и музыка этого гимна не несут того, что они несут, скажем, для меня и для вас, и для людей старше. За этим нет ни Сталина, ни Михалкова, ни пошлости, ни лагерей. Это совсем другое, они это по-другому, не зная слова, ничего не понимая по большей части про историю, но для них это уже другая нагрузка. И это очень было трогательно и странно наблюдать.

Андрей Шарый: Это хорошо?

Виктор Шендерович: Это хорошо, конечно. Нельзя жить назад. Как в шахматной партии, ты играешь ту позицию, которая сейчас стоит на доске. Мы уже живем в этой стране, в этой стране такой гимн. Важно то, что стоит за словом, то чувство, которое человек испытывает, важнее, чем слово какое-то. Вот для них звуки этого гимна, совершенно режущего меня, для них это совсем другое.

Андрей Шарый: Получается, те, кто этот гимн вернули и снова заиграли на всю страну, они победили?

Виктор Шендерович: Мелодия этого гимна - это оскорбление миллионам людей. Но те - Овечкин, Семин и компания, которые судорожно пытались вспомнить отдельные слова, радостно его орали вчера, они в этом, конечно, не виноваты. Для них это не гимн ужаса и не гимн позора, для них это не ГУЛАГ, для них это не Сталин и не ложь. Для них это их страна, про которую они ни черта не знают почти что, они искренне играли за эту страну, за Россию. А что касается тех, которые вернули гимн, историческую игру я не думаю, что они выиграли. Потому что мы сейчас все равно, если говорить о времени, в котором мы живем, мы живем в конце черточки. Знаете, как распад Римской империи, вот пишется в учебниках истории, I - IV век нашей эры, мы живем в конце черточки еще, мы живем еще в эпоху распада этой империи. Будет, конечно, осознание когда-нибудь, желательно раньше, чем позже, будет, наверное, какой-то другой гимн, на котором не будет крови, все это будет. Пока что, возвращаясь к хоккею, возвращаясь к футболу, не будем выплескивать вместе с водой ребенка. Начальство будет пиариться, зарабатывать себе очки, светиться возле кубков. Иванов встречался, будучи преемником, с баскетболистами, Путин с баскетболистками и Медведев с футболистами, встретится с хоккеистами - они все будут пиариться как могут. Но миллионы людей получили совершенно искренний заряд радости и счастья. Замечательные ребята, миллионеры, группа североамериканских миллионеров, которые умирали за флаг, умирали за Россию, за честь России.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG