Ссылки для упрощенного доступа

Парламент Грузии: реальная власть пока под вопросом


Как будет строиться диалог оппозиции и власти после выборов, политологи затрудняются ответить
Как будет строиться диалог оппозиции и власти после выборов, политологи затрудняются ответить

В Грузии, по официальным данным, партия президента Михаила Саакашвили на парламентских выборах получила чуть более 60 процентов голосов избирателей, у «Объединенной оппозиции» около 14 процентов. В то же время оппозиция оспаривает эти результаты.


Еще до парламентских выборов президент Саакашвили заявил, что готов поделиться частью своих функций с новым парламентом. По мнению эксперта Грузинского фонда стратегических и международных исследований Арчила Гегешидзе, Саакашвили понимает, что сегодня Грузии необходим влиятельный парламент: «После “революции роз” в конституцию были внесены изменения, усиливающие президентскую власть за счет ослабления парламента, и, кстати, это являлось и до сих пор является одним из главных упреков в адрес Саакашвили. Пару месяцев назад президент уже говорил, что будущему парламенту он бы передал часть своих полномочий. В какой степени это будет в реальности - посмотрим. Вчера, уже после предварительных результатов выборов, президент Саакашвили заявил, что в будущем он будет советоваться со всеми партиями. Он понимает, что ослабленный парламент вредит общему имиджу грузинской демократии, что мешает Грузии в продвижении к североатлантическим институтам. Он, конечно, это осознает и, видимо, хочет какие-то косметические изменения в этом отношении привнести. А может быть, он собирается усовершенствовать грузинскую демократию, частично восстановить баланс между ветвями власти».


Правящая партия «Единое национальное движение» по итогам выборов сохранила свои позиции на политическом поле Грузии. Политики говорят об окончании ключевого этапа жесткой борьбы между сторонниками и противниками Михаила Саакашвили. Победа, как подчеркивают представители официального Тбилиси, не означает разгрома оппозиции, «как это произошло в соседней стране».


Могут ли все эти обстоятельства повлиять на внешнеполитический курс Тбилиси? Объектом критики со стороны оппозиции часто становились сложные отношения президента Саакашвили с Москвой, отмечает заместитель директора Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Алексей Власов: «Саакашвили тоже не оставляет калитку закрытой и все-таки параллельно с традиционным для него жестким информационным (и не только) прессингом по отношению к России с точки зрения ситуации вокруг непризнанных республик все-таки будет делать какие-то шаги по поиску компромиссного решения. Есть ожидания, что с приходом Дмитрия Медведева политика позднего путинизма будет несколько смягчена в отношении стран позднесоветского зарубежья, которые числятся в недругах России. Но говорить о том, что шансы на сближение позиций достаточно высоки, было бы чересчур оптимистично. Я бы сказал так: 70 против 30, что ситуация останется в том самом состоянии холодной (или уже близкой к горячей) войны, которая была на протяжении последних нескольких лет».


В ближайшее время свою оценку прошедшим парламентским выборам в Грузии намерена дать международная миссия наблюдателей. Наблюдатели от Межпарламентской ассамблеи СНГ уже заявили агентству «Интерфакс», что они не выявили каких-либо серьезных нарушений в ходе выборов.


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG