Ссылки для упрощенного доступа

Обнародован новый состав Совета безопасности России


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Андрей Шарый.

Андрей Шароградский: Сегодня обнародован новый состав Совета безопасности России. В разные периоды новейшей истории этот совещательный орган при президенте играл разную роль. Его возглавляли то утратившие политический вес чиновники, то близкие к первому лицу государства функционеры. Новым секретарем Совета безопасности стал Николай Патрушев. Наблюдатели обращают внимание на тот факт, что в состав Совета безопасности не включен прежде влиятельный первый вице-премьер и министр обороны Сергей Иванов, которого еще год назад прочили в преемники Путина.

О Совете безопасности России мой коллега Андрей Шарый беседовал с информированным московским военно-политическим экспертом Александром Гольцем.

Александр Гольц: Совет безопасности при Путине, по крайней мере, играл чрезвычайно важную роль. Это было такое политбюро, узкий круг ближайших Путину сотрудников, которые возглавляют в основном внешнеполитические и силовые структуры, и Путин советовался с ними чаще, чем с кем бы то ни было другим. Это происходило еженедельно.

Другой вопрос - роль секретаря Совбеза и аппарата Совбеза. На протяжении всей истории это зависело оттого, насколько близок секретарь Совбеза к президенту. И вот, например, в эпоху, когда секретарем Совета безопасности был Сергей Борисович Иванов в 2000 году, это был чрезвычайно важный и влиятельный пост, поскольку тогда он реально осуществлял координацию между силовыми ведомствами, писал важнейшие документы, такие, как военная доктрина, концепция внешней политики и так далее. Когда на этой должности оказался господин Рушайло, а потом Игорь Иванов, человек, который явно выражал какие-то сомнения в том внешнеполитическом курсе, который проводил Владимир Путин, этот орган утратил свое значение именно как институт, готовящий решения президента.

Андрей Шарый: Чего можно ждать сейчас, когда во главу его назначен бывший начальник ФСБ Николай Патрушев?

Александр Гольц: Это один из наиболее интересных вопросов. Вот оттого, как Медведев будет относиться не к самому Совету безопасности, поскольку де-факто там представлены высшие сановники государства, так или иначе, этот совет будет функционировать, а вот к тем решениям и документам, которые будет готовить аппарат Совета безопасности, какие полномочия получит господин Патрушев в отношении силовых структур, этим и будет определяться его влияние. Пока что возможно как и то, что это такой вариант почетной пенсии, как это было в случае с Рушайло и Ивановым, или это важное место координатора всех силовых ведомств.

Андрей Шарый: Согласно нынешней структуре российской власти Совет безопасности - это орган при президенте, верно я вас понимаю? То есть фактически это орган, за которым приглядывает президент сейчас.

Александр Гольц: Это орган, который должен обеспечить президента всей необходимой информацией по вопросам внешней политики и безопасности для принятия решений.

Андрей Шарый: Не вошел в этот состав Совета безопасности бывший первый вице-премьер российского правительства, бывший министр обороны, один из потенциальных кандидатов на пост президента Сергей Иванов. О чем это может свидетельствовать?

Александр Гольц: Сергей Борисович Иванов потерпел очевидное, очень серьезное аппаратное поражение. Как мы помним, Владимир Владимирович Путин постоянно устраивал своим кандидатам в президенты всевозможные испытания, регулярно унижая их и ожидая, кто взбрыкнет. Так получилось, что, похоже, Сергей Борисович на одном из таких крутых поворотах взбрыкнул, и это ему не простили. Еще, по-моему, очень забавно в этой истории то, что, потерпев такое колоссальное аппаратное поражение, Сергей Борисович остался на производстве вооружений. Его главная работа, как вице-премьера, это подъем нашего военно-промышленного комплекса. Агентство по оборонным поставкам теперь возглавляет другой лузер, бывший руководитель наркоконтроля господин Черкесов, который тоже очевидно проиграл и отправлен в это Агентство по оборонным поставкам, как некогда отправляли проштрафившихся партийных деятелей заниматься сельским хозяйством. После того чудовищного индустриального грохота, который происходил и происходит по поводу после парада в Москве, когда все наперебой говорят от о том, как стремительно и замечательно проходит перевооружение нашей армии.

Андрей Шарый: Свидетельствует ли то, о чем вы говорите, что в руководстве силового блока происходит какое-то заметное перераспределение сил или речь пока просто идет о такой обычной кадровой чехарде?

Александр Гольц: Какие-то очень важные перемены под этим ковром происходят. Одно из важнейших вообще событий для всего силового блока - увольнение от должности господина Иванова, я имею в виду Виктора Иванова, которые в течение восьми лет решал, какой генерал какую должность займет, и, похоже, пользовался полным доверием со стороны Владимира Путина, который утверждал эти решения. Вот сейчас одна из группировок этого мощнейшего инструмента управления силовыми органами лишилась. Непонятно, кто подберет это очень важное наследство. Совершенно очевидно, что разведены сошедшиеся в прямом конфликте Патрушев и Черкесов, когда один публично обвинял другого в продажности, в измене чекистским идеалам и так далее, и тому подобное. Много историй происходит. Схватка под ковром и мы узнаем о ее результатах, наблюдая выброшенный из-под ковра труп побежденного.

XS
SM
MD
LG