Ссылки для упрощенного доступа

В Третьяковской галерее открылась выставка старинных икон России, Украины и Белоруссии


Программу ведет Алексей Кузнецов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Лиля Пальвелева.



Алексей Кузнецов: Несмотря на непростые отношения России с Украиной и Белоруссией, в Третьяковской галерее открылась выставка старинных икон, подготовленная ведущими музеями этих трех государств. Впоследствии совместный проект покажут в Минске и Киеве.



Лиля Пальвелева: Третьяковка представила самые древние и всемирно известные иконы, среди которых и московской школы «Богоматерь Владимирская» XV века, и рублевская «Троица». В украинских и белорусских залах – более поздние памятники – в основном XVII - XVIII столетий. Чрезвычайно увлекательное занятие – сопоставлять, в чем различия в иконописи трех славянских народов и что в ней общего. Директор белорусского Национального художественного музея Владимир Прокопцов подчеркивает.



Владимир Прокопцов: Выставка уникальна тем, что впервые в истории наших стран, жили мы вместе, но почему-то такая идея не приходила никому в голову, и только когда мы разъединились, появилось время собирать камни. Эта выставка позволяет собрать уникальные памятники вместе, которые вообще, некоторые, публично не экспонировались. Проект уникальный, необычный, и вот это – пример нашим политикам.



Лиля Пальвелева: И вот вопрос Ирине Шульц, заведующей отделом изучения культурного наследия Киево-Печерской лавры.


Я понимаю, что ранние иконы все сопоставимы абсолютно. Но чем украинская поздняя икона отличается от других славянских?



Ирина Шульц: Украина была разделена с XIV столетия, относилась ее территория к разным государствам, и, соответственно, влияние народов, которые властвовали в те моменты, наложило своей отпечаток на развитие искусства.



Лиля Пальвелева: То есть и западное, и восточное влияние.



Ирина Шульц: Естественно, и западное, и восточное. Потому что часть Украины с XIV столетия относилась к Литве, часть к Польше, а часть относилась к России, была присоединена. И, естественно, это все наложило свой отпечаток. Плюс еще расположение между Востоком и Западом, постоянное влияние, постоянные контакты. Поэтому все, что новое появлялось и в России, и на Западе, всегда воспринималось нашими мастерами. К большому сожалению, просто в Украине сохранилось крайне мало памятников. У нас схожая история с Белоруссией: войны постоянные, захватнические, освободительные, очень много уничтожено памятников. Несомненно, самой большой урон – это Вторая мировая война. Остались крохи. А национальное своеобразие нашей школы в иконописи постепенно начало проявляться в XIV веке – отход от византийского канона, когда под влиянием контактов с Европой постепенно в иконах появляются изображения увиденного в реальных событиях, наблюдаемого в жизни. Художники постарались это внести в иконопись. Менялось мировоззрение, человек менялся.



Лиля Пальвелева: В русских иконах строго соблюдались каноны. К примеру, пейзаж вплоть до XVIII века писался только в так называемой обратной перспективе и был очень условным. В украинской и особенно белорусской иконописи сплошь и рядом мы встречаем отход от канона, причем – в отдельных деталях. Так на иконе из Галиции «Бегство в Египет» события происходят на фоне карпатских пирамидальных елей и стожков сена на склонах холмов.


XS
SM
MD
LG