Ссылки для упрощенного доступа

Слушания в Конгрессе США по проблеме тюрьмы Гуантанамо


Владимир Абаринов: Ради участия в сенатских дебатах по новому законопроекту все три кандидата на пост президента прервали свою предвыборную кампанию. Законопроект, внесенный в верхнюю палату демократом Джимом Уэббом, в прошлом военнослужащим Корпуса морской пехоты, получил неофициальное название «Солдатский билль о правах XXI века» - по аналогии с законом, который действует начиная с 1944 года.


Тот первый Солдатский билль о правах был принят Конгрессом и вступил в силу спустя три недели после высадки союзных сил в Нормандии. Помимо бесплатного лечения и пособия по безработице, закон предусматривал предоставление под гарантии правительства ссуды на обзаведение недвижимостью - домом или фермой - в размере 4 тысяч долларов (это более 40 тысяч на сегодняшние деньги), и это стимулировало стремительный рост строительного сектора экономики. Но еще большее значение имел гарантированный правительством кредит на оплату высшего образования. Благодаря ему университеты наводнили демобилизованные фронтовики; люди, которые до войны не могли и мечтать о высшем образовании, стали врачами, юристами и инженерами. В итоге Солдатский билль о правах сыграл ключевую роль в послевоенном преобразовании страны – его главным результатом стало появление многочисленного среднего класса.



Сенатор Уэбб и его единомышленники предлагают пердоставить сегодняшним фронтовикам те же возможности получить образование. Сенатор Хиллари Клинтон из речи на пленарном заседании Сената.



Хиллари Клинтон: Я горжусь тем, что стала одним из инициаторов этого закона. В полном соответствии с духом Солдатского билля о правах он дает возможность каждому американцу, который с честью нес службу начиная с сентября 2001 года, пойти учиться в колледж, получить образование и сделать конец своей военной службы началом новой гражданской жизни. По окончании 36 месяцев действительной военной службы ветеран получит полную оплату стоимости обучения в любом колледже. Мы покроем его расходы на учебники и учебные принадлежности и на жилье в соответствии с реальной стоимостью аренды в данном городе.



Владимир Абаринов: Сенатор Клинтон призвала коллег по палате ответить делом на самопожертвование солдат.



Хиллари Клинтон: Мы часто слышим в этой палате прекрасные речи в поддержку наших военнослужащих и ветеранов. Но важны не речи, а действия, которыми эти речи сопровождаются. Некоторые возражают против этой льготы, утверждая, что наши военные не заслужили ее, что это чрезмерная щедрость. Я решительно не согласна. Это вопрос ценностей и приоритетов. Каждый из нас ответит сегодня на этот вопрос во время голосования. Давайте укреплять наши вооруженные силы, расширяя пособия, а не сокращая их.


Владимир Абаринов: Сенатор пошла дальше и предложила дополнительные льготы нынешним ветеранам.



Хиллари Клинтон: Я внесла свой собственный Солдатский билль, основанный на данном законопроекте – билль, который предоставит гарантию кредита на дом, поможет открыть собственное дело или расширить его благодаря более доступному банковскому займу.



Владимир Абаринов: Хиллари Клинтон заявила, что новые ветеранские пособия – это долг страны перед ее защитниками.



Хиллари Клинтон: Солдатский билль о правах был внесен спустя два с половиной года после нападения на Перл-Харбор. Более чем за год до окончания войны президент Рузвельт подписал его, придав ему силу закона. Восемь миллионов ветеранов получили возможность получить профессию и образование. В 1947 году ветераны составляли в колледжах половину студентов. Вот как надо благодарить военных за службу, которую они несут ради нас. В наших силах сейчас дать каждому ветерану шанс осуществить американскую мечту, защищая которую, он рискует жизнью. Пришло время снова стать единой нацией. Давайте примем и направим президенту этот закон, давайте послужим мужчинам и женщинам, которые служат нам.


Владимир Абаринов: В настоящее время социальным обеспечением бывших военнослужащих и членов их семей ведает Министерство по делам ветеранов. Помимо пенсии и бесплатного лечения в военных госпиталях (при желании ветеран может взять денежную компенсацию и заплатить этими деньгами за лечение в частной клинике по собственному выбору), ветеранам, получившим увечье на поле боя или при исполнении обязанностей, причитается пособие по инвалидности. Остаются в силе и право на ипотечный кредит и ссуду на образование.



Определяющий момент при начислении пособий и льгот – участие в боевых действиях. В настоящее время таковыми, помимо Первой и Второй мировой войн, считаются Корейская, Вьетнамская и Первая война в Заливе, участие в Архангельской и Сибирской военных экспедициях 1917-1921 годов, а также в военных операциях в Ливане, на Гренаде, в Панаме, Сомали, Боснии, Косово, Афганистане, Ираке и глобальной войне с террором. Ветераны, имеющие право на максимум льгот, разбиты на восемь групп в зависимости от тяжести ранений и степени заслуг перед отечеством. В число этих заслуг входит и пребывание в плену. Приказами министра обороны к военным льготникам причисляется гражданский персонал отдельных воинских частей и военных баз – медсестры, капелланы, телефонисты. Обязательное условие получения ветеранских льгот – положительная аттестация при увольнении в запас.



В Конгрессе новый Солдатский билль получил поддержку обеих фракций, но столкнулся с возражениями администрации. Белый Дом заявил, что президент Буш намерен воспользоваться своим правом вето. В чем суть этих возражений? Комментарий пресс-секретаря Пентагона Джеффа Моррелла.



Джефф Моррелл: Министр, как и министерство в целом, уверен в том, что мужчины и женщины, которые пожертвовали столь многим защищая нашу страну, заслуживают более щедрого пособия на образование. Он также полагает, что в новой, улучшенной версии Солдатского билля совершенно необходимо предусмотреть возможность передачи неиспользованного самими ветераном права на пособие его жене и детям. Вместе с тем министр считает, что новое пособие никоим образом не должно подрывать боеспособность наших полностью добровольных вооруженных сил. Он опасается, что в своей нынешней версии билль создаст стимул для преждевременного выхода в отставку. Возможность получить пособие по истечении всего двух лет службы нанесет серьезный ущерб нашим усилиям по удержанию военнослужащих в рядах вооруженных сил. Мы не можем позволить себе такой риск как раз тогда, когда мы ведем глобальную войну с террором. C ейчас как никогда мы нуждаемся в том, чтобы в рядах вооруженных сил оставались отлично подготовленные, проверенные в бою солдаты. Это ключевой фактор победы в этом конфликте. Таковы озабоченности министра. Он поделился ими с Конгрессом и всецело готов к продолжению совместной работы с законодателями с тем, чтобы обеспечить наших военнослужащих льготами, которых они вполне заслуживают, но сделать это так, чтобы не поставить под угрозу нашу национальную безопасность.



Владимир Абаринов: Таким образом, Министерство обороны опасается, что солдаты не захотят продолжать службу и выйдут в отставку сразу же после того, как заработают прпаво на пособие.



Джефф Моррелл: В настоящее время обсуждается пособие на образование, весьма щедрое, но наша проблема состоит не в том, что оно щедрое. Мы считаем, наши войска заслуживают награды за свою службу. Однако нам представляется, что пособие станет побудительным мотивом для преждевременного выхода в отставку. Мы напряженно работаем и тратим огромные средства на подготовку наших войск с тем, чтобы они были лучшими в мире. И мы опасаемся, и исследования подтверждают эти опасения, что если мы предложим солдатам столь щедрое пособие после всего двух лет службы, это подтолкнет слишком многих прекрасно подготовленных, имеющих боевой опыт военнослужащих к уходу из вооруженных сил прежде, чем они получат шанс сделать военную карьеру.



Владимир Абаринов: Сенатор Барак Обама, выступая в Сенате, заявил, что считает несостоятельным мнение администрации.



Барак Обама: В конце Второй мировой войны эта страна отблагодарила поколение вернувшихся героев за их службу, предоставив им шанс поступить в колледж в соответствии с Солдатским биллем о правах. Мой дед Стенли Данэм был одним из тех, кто воспользовался этим шансом. Сегодня, спустя более чем полвека, солдаты возвращаются домой в количестве, уступающем только числу демобилизованных после той войны. Мы многого потребовали от этих отважных мужчин и женщин. Мы посылали их раз за разом то в Ирак, то в Афганистан. Они рисковали своей жизнью и оставляли свои семьи и служили этой стране блестяще. Наш моральный долг как американцев – послужить им так же хорошо, как они служили нам. Этот новый Солдатский билль – возможность сделать это. Я знаю, некоторые утверждают, что закон сократит число желающих продолжать военную службу. Я твердо убежден в том, что в долгосрочной перспективе этот шаг укрепит наши вооруженные силы и обеспечит нам необходимое число людей, заинтересованных в добровольной службе.


Владимир Абаринов: Обама подверг критике своего соперника в борьбе за пост президента сенатора Джона Маккейна, который поддержал позицию правительства.



Барак Обама: Я уважаю сенатора Маккейна за его службу нашей стране. Он один из тех героев, о которых я говорю. Но я не могу понять, почему он поддерживает президента в его неприятии этого закона. Я не могу поверить в то, что он считает его слишком щедрым. Я категорически не согласен в этом вопросе с ним и с президентом . Существует много проблем, в отношении которых мнения разделяются по партийному признаку. Но предоставление нашим ветеранам возможности учиться в колледже не должно быть одной из таких проблем. Я хотел бы отметить, что послевоенный Солдатский билль был благом не только для ветеранов и их семей, но и для всей страны. Благодаря ему сформировался средний класс.


Владимир Абаринов: Джон Маккейн отреагировал на высказывания Барака Обамы раздраженно – он сказал, что не нуждается в поучениях человека, который ни одного дня не носил военную форму. В День поминовения он выступил с речью, в которой заявил, что готовит собственный законопроект о ветеранских пособиях на образование.



Джон Маккейн: Я также считаю, что мы должны существенно увеличить пособие на образование для наших ветеранов. Вместе с коллегами я предлагаю законопроект, нацеленный именно на это. Наш закон увеличит пособие до полутора тысяч долларов в месяц, отменит вступительный взнос в размере 1200 долларов и предоставит 1000 долларов в год на оплату учебников и принадлежностей. Очень важно также, что мы позволим ветеранам передавать это пособие их женам или детям для погашения их студенческих кредитов.


Владимир Абаринов: Сенатор Маккейн объяснил, почему он против предложений сенатора Уэбба.



Джон Маккейн: Я вырос на флоте. Отслужил 22 года офицером военно-морских сил. Знаю, какую цену платит ветеран. Люди, с которыми я подружился на войне, остаются моими самыми близкими друзьями. Военный флот – это мир, который я знаю и люблю больше всего. Но, как вы, наверно, знаете, я избираюсь на пост главнокомандующего. Это величайшая честь, но и величайшая ответственность. Именно по этой причине я предлагаю свой законопроект несмотря на поддержку, какую получил проект сенатора Уэбба. С точки зрения политики мне было бы гораздо проще поддержать сенатора Уэбба и его билль. Еще важнее то, что я, как ит сенатор Уэбб, считаю, что мы в неоплатном долгу перед ветеранами – как бы щедро мы их ни вознаградили, мы никогда не возместим в полной мере жертвы, которые они принесли ради нас. Самая значительная разница между двумя подходами заключается в том, что сенатор Уэбб предлагает ветеранам, которые отслужили один срок, те же пособия, какие получает ветеран, отслуживший несколько сроков. Наш законопроект вводит скользящую шкалу, в соответствии с которой пособие получают все ветераны, но его размер зависит от продолжительности службы.


Владимир Абаринов: Тем не менее законопроект был принят Сенатом в редакции Джима Уэбба. Однако в нижней палате у сторонников нового Содатского билля пока не хватает голосов для того, чтобы преодолеть президентское вето.



XS
SM
MD
LG