Ссылки для упрощенного доступа

Валерий Борщев: "Когда тюремная система становится закрытой для общества, она дрейфует в сторону ГУЛАГа"


Правозащитник, член Московской Хельсинкской группы Валерий Борщев
Правозащитник, член Московской Хельсинкской группы Валерий Борщев

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие правозащитник Валерий Борщев.

Андрей Шарый : Сейчас в прямом эфире программы правозащитник Валерий Борщев, сопредседатель «Правозащитной фракции» партии «Яблока».

Валерий Васильевич, добрый вечер! Судя по всему, этих четверых заключенных просто избили до смерти в этой колонии. Насколько типична такая ситуация? Это вопиющий случай, или такое происходит время от времени?

Валерий Борщев : Нет, конечно, смерть заключенных и тем более, как говорят, такой конфликт, когда нападают на сотрудников колонии, эта ситуация чрезвычайная. Но атмосфера за последнее время, я бы сказал, за последние три года очень изменилась в наших колониях. Напряженность и внутри между заключенными (это пресловутые нормы дисциплины и порядка, которые создают эту напряженность), и между заключенными и сотрудниками колонии усиливается. Мы об этом писали, мы об этом говорили.

Андрей Шарый : Скажите, пожалуйста, а с чем это связано? Почему усиливается? Что происходит?

Валерий Борщев : Вы знаете, я считаю, что это изменилось после того, как колонии стали менее прозрачны, менее доступны для общества. Должен сказать, что там, где правозащитники часто бывают в колониях… Ведь понимаете, если возникает какая-то проблема, какое-то напряжение, какой-то конфликт, заключенные обращаются к правозащитникам. Даже сам факт обращения снижает напряжение, он дает выход решения проблемы иным, не агрессивным путем. А когда закрытая система, когда система становится непрозрачной, конечно же, агрессия повышается, неровен час такие взрывы.

Андрей Шарый : А с чем вы это связываете то, что система становится все более непрозрачной? Это связано просто с общей атмосферой в стране? Закрывается страна, хуже стало со средствами массовой информации. Это, как капилляры, передается в эту систему исполнения наказания. Верно я вас понимаю?

Валерий Борщев : Да, да. Это процесс такой генерализованный. Ведь раньше же пенитенциарная система была у нас одна из лидеров среди реформаторов, одна из лидеров по отношению с правозащитниками. А вот, действительно, последние 3-4 года в связи с этой общей ситуацией авторитаризма и усиления силовых методов решения вопросов, это, конечно, сказалось на пенитенциарной системе. Неизбежно это вызывает взрывы. Знаете, как сказал один депутат, когда тюремная система становится закрытой для общества, она дрейфует в сторону ГУЛАГа.

Андрей Шарый : Как вы думаете, удастся в данном случае (все-таки вопиющее это происшествие) добиться открытого расследования или доступа правозащитников в эту колонию?

Валерий Борщев : Удастся ли туда пройти мне, вдалеке от Челябинской области, сказать это трудно. Но добиваться, конечно, будем. Я думаю, что внимание и после доклада уполномоченного по правам человека, который обратил внимание, что ситуация в пенитенциарной системе очень острая и требует особого отношения, и выступления правозащитников, в общем-то, конечно, заставят власти, заставят прокуратуру отнестись к этой ситуации очень и очень внимательно.

Андрей Шарый : Спасибо!

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG