Ссылки для упрощенного доступа

Пространство города как театральная площадка. Гастроли Stomp в Москве


Используя топанье, швабры, зажигалки, помойные баки и ведра для производства ритмического шума, Stomp вовсе не создает какофонию
Используя топанье, швабры, зажигалки, помойные баки и ведра для производства ритмического шума, Stomp вовсе не создает какофонию

Композицию на жестяных ведрах исполнил 3 июня на первом концерте своих московских гастролей британский коллектив Stomp. Выступления Stomp — это сочетание разнообразных шумовых эффектов, современного танца, музыки и актробатики, и в основе всего этого лежит ритм. Участники шоу одеты в униформу подсобных рабочих, мусорщиков, дворников, сторожей. Как сказал критик, «Stomp превращает урбанистическую среду в театральную площадку, создавая остроумное представление из банальных предметов».


Рассказывает обозреватель Радио Свобода Наталья Голицына: «О группе Stomp пишут и говорят как о новаторском, небывалом в современном поп-искусстве представлении. А между тем то, что она делает, — это хорошо забытое старое. Впрочем, создатели Stomp разгадку тайны своего искусства и его жанра заложили в название группы. Stomp— это джазовый термин, которым широко пользовались американские джазовые музыканты в 10-20-е годы прошлого века. Слово это проникло в ранний джаз из негритянских танцев, связанных с рэгтаймом и блюзом, в которых, как в африканских племенных танцах, ритм акцентировался притопыванием. Собственно, stomp — это искаженное английское stamp — топать. В раннем джазе лидер ансамбля, притопывая ногой, задавал музыкантам темп и ритм композиции. В 20-е годы в Москве и Ленинграде было множество шумовых оркестров, использовавших в качестве музыкальных инструментов утилитарные предметы, как это делают сейчас английские гастролеры.


Используя топанье, швабры, зажигалки, помойные баки и ведра для производства ритмического шума, Stomp вовсе не создает какофонию. Он сознательно культивирует разнообразные ритмические системы. В его шоу слышны отголоски хора африканских барабанов, индийской раги, индонезийского гамелана, рэгтайма, фламенко и даже древней японской музыки гагаку. Но Stomp — это только музыкальный ансамбль, но и танцевальная труппа, если под танцем понимать ритмическую синхронизацию работы ансамбля. Конечно, идейным вдохновителем такого искусства можно назвать американского композитора Джона Кейджа, который еще в 30-е годы прошлого века утверждал, что музыкальное произведение вовсе не обязательно должно состоять из музыкальных тонов, оно может быть и шумом. Stomp, возникший как синкретическое искусство уличных музыкантов и танцоров, реализует эту его идею в своих шоу».


Пространство как музыкальный инструмент


Первый номер в жанре ритм-шоу основатели группы Stomp, барабанщик Люк Кресвелл и драматург Стив Макниколас, создали в 1983 году. Полным составом Stomp выступил впервые в 1991 году на театральном фестивале в Эдинбурге. Stomp — обладатель множества профессиональных премий, в том числе «Золотого льва» фестиваля рекламы в Каннах. В 2002 году вышел фильм под названием «Пульс: Одиссея Stomp», короткометражный фильм «Метлы» с участием Stomp был номинирован на кинопремию Оскар. Сегодняшний день творчества Stomp — это гастроли в Москве, которые продлятся до 8 июня. О том, какое впечатление такое искусство производит на зрителей, размышляет заместитель художественного руководителя Театра пантомимы Славы Полунина Наталья Табачникова: «Вообще-то, они музыку играют, но посредством самых разнообразных шумовых и ударных инструментов. Играют они на всем. И из этого творят искусство. Это совершенно не какофония. Это совершенно осмыслено. Любые ритмические композиции… Существует музыка, которая пишется только для ударных. Они не единственные, кто это делает в мире. Просто чаще всего, например, в случае Марка Пекарского, это такие классические ударные инструменты — литавры, установка барабанов всякого рода. А эти люди играют на мусорных бочках, на кастрюлях. Они точно так же творят музыку.


Stomp начинает как уличная команда. Это такое довольно естественное существование в естественной среде. Вот что попалось под руку — метла — метла, газета — газета, спичечный коробок — спичечный коробок. Это типично для уличных музыкантов, когда они пользуются всем тем, что их окружает — не специально строят декорации, а используют то, что есть в пространстве. Сейчас они стали больше работать на сценических площадках, но природа их такова. Никаким бантиком это не называется, это замечательный уличный театр. Это не имитация жизни, это неправильно. Это стирание границ между жизнью и искусством. Такое искусство всегда очень манко. Потому что, кажется, что ты и сам можешь так, а, с другой стороны, это высочайшее мастерство, которое вызывает восторг».


XS
SM
MD
LG