Ссылки для упрощенного доступа

Сегодняшний факт. В Петербурге определены лауреаты художественной премии "Петрополь"


Михаил Боярский и Вениамин Смехов (справа) ("Три мушкетера".1979)
Михаил Боярский и Вениамин Смехов (справа) ("Три мушкетера".1979)

Программу ведет Андрей Шарый.

Андрей Шарый: В Петербурге определены лауреаты художественной премии «Петрополь». Эта премия основана в 1999 году Всероссийским музеем имени Пушкина и редколлегией альманаха «Петрополь». Премия ежегодно присуждается за достижения в области культуры и за оригинальные проекты. Вручают награду в день рождения Пушкина – а сегодня отмечается 209-я годовщина – в музее поэта на Фонтанке.

О премии «Петрополис» говорит один из основателей награды, петербургский драматург и журналист Николай Якимчук.

Николай Якимчук: Это уже девятое вручение за достижения в области культуры, искусства и за оригинальные проекты. Символами премии являются бронзовые скульптуры Ксении Петербургской Блаженной и Федора Достоевского работы замечательного скульптора Сергея Алипова. Начиная с 1999 года, лауреатами этой художественной премии были многие писатели, журналисты, актеры, дирижеры, композиторы. Драматург Александр Володин, поэт и композитор Юрий Шевчук, актер Вениамин Смехов, режиссер Юрий Бутусов, балерина Анастасия Волочкова, актер Сергей Юрский, писатель Анатолий Контуш, художник Анатолий Белкин, драматург Людмила Разумовская, поэт и композитор Константин Кинчев и многие-многие другие. Она отличается широтой охвата и масштаба, потому что здесь присутствуют разные жанры и достаточно оригинальные иногда проекты, в частности, в этом году у нас представлена книга-альбом, очень любопытный, Аркадия Кленова. Там и историческая поэма, пародия на Карамзина, «Историю Государства Российского», это сделано в таком высоком штиле. С другой стороны, там у него замечательные карикатуры на тему роденовского мыслителя, все это так роскошно издано, и какие-то иронические стихи, которые он писал здесь, будучи еще сценаристом. Еще один из наших лауреатов – это Владимир Рекшан, известный рок-музыкант, писатель, путешественник, он получил премию за книжку «Самый кайф», она только что вышла в издательстве «Амфора», это история рок-жизни, о богеме Петербурга с 70-х по текущий момент. Ульяна Лопаткина – выдающаяся наша балерина, ей вручается премия «за выдающийся вклад в развитие современного балета». Лауреат этого года Анвар Либабов - «за артистизм, иронию и освоение новых театральных форм». Отто Мамелунд, генеральный консул Королевства Норвегия в Санкт-Петербурге, – «за поддержку культурных проектов, объединяющих Россию и Норвегию». В этом году в жюри премии были Александр Городницкий, Александр Дольский, Сергей Некрасов, Владимир Склярский, Семен Фурман, Дмитрий Шагин, Илья Штемлер

Андрей Шарый: Какую роль играют награды и премии в культурной жизни России, ведь число их с каждым годом увеличивается? Не многовато-то ли премий в России? В эфире Свободы – лауреат нескольких литературных премий и член жюри нескольких премий, мой коллега, писатель Петр Вайль.

Петр Вайль: Да нет, конечно, немного. В развитых странах их гораздо больше. Это совершенно естественно, потому что возникают какие-то все новые и новые благотворительные фонды или просто разбогатевшие люди с художественными интересами учреждают всякие премии. Россия же только в начале этого пути. И как не кажется, что их много, нет, их очень мало. В общем, здесь традиция очень важна и независимость премии. С этим делом в России обстоит не очень хорошо, прямо скажем. Ну, традиция просто еще не накопилась, это естественно. Но вот насчет независимости. Еще несколько лет назад ситуация выглядела более оптимистичной. Вот я вам приведу пример. Была такая премия имени Аполлона Григорьева, которую присуждала Академия русской современной словесности. Довольно большая. За этим стоял олигарх Потанин. А потом они прекратили давать. Подлинные мотивы, почему они перестали давать деньги, мне не известны, но мотивировано так, что недостаточно общество знает об этом, ну, публичности мало. И это совершенно естественно. Если мы с вами учредили такую премию, нам бы тоже было приятно, что все знали, что это именно мы с вами. А почему не может быть в наше время такого широкого паблисити? Да потому что все упирается в телевидение, а на телевидение пускают только тех, кто так или иначе угоден государству. Подлинно независимые или, не дай бог, оппозиционные туда не попадут, а значит, зачем давать на это деньги. Вот вам и получается, что, скажем, всеми в литературных кругах уважается премия Андрея Белого, она, кстати, старейшая, еще с советских времен, когда она подпольно, что называется, вручалась, но ее материальная составляющая – это бутылка водки, один рубль и одно яблоко. Ну, не разживешься, да, на такую премию? А то, что сейчас государство берет косвенно пока еще под свой контроль литературу… Ну, премия «Большая книга» - это же государственные деньги, огромные деньги, но здесь, извините за пошлость, кто платит, тот и заказывает музыку. Не то, что писатели пишут под заказ, но думать о том, что может выйти в призеры или победители этой премии что-нибудь такое, что лежит вне генеральной линии, конечно, глупо думать об этом.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG