Ссылки для упрощенного доступа

«Воины против ублюдков». Или нестандартное противодействие экстремистской деятельности в Башкирии


Ирина Лагунина: В Башкирии продолжается серия оперативных и судебных мероприятий, ставящих целью устранить нарушения федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности». 5 июня состоялось заседание Кармаскалинского районного суда по иску прокуратуры о признании экстремистской брошюры «Воины против ублюдков». О развитии событий - в материале Владимира Тольца.



Владимир Тольц: Решение Кармаскалинского суда о признании экстремистской брошюры, подписанной именем публициста, находящегося в оппозиции местной республиканской власти Айрата Дильмухаметова, и найденной у него на даче, имеет длинную предысторию. Если раскручивать ее с этого конца, следует отметить сам Дильмухаметов отказался отвечать на вопросы об авторстве приписываемого ему сочинения, сославшись на 51 статью Конституции России, позволяющую не давать показаний против себя и своих родственников, А суд, признавший брошюру «Воины против ублюдков» экстремистской литературой, констатировал, что причастность Айрата Дильмухаметова к данному делу установить не удалось.


Отвечая на вопрос нашего корреспондента в Уфе Карима Яушева, как он оценивает подписанное его именем сочинение, более 2 с половиной тысяч экземпляров которого были изъяты у него на даче в канун визита в Уфу осенью прошлого года президента Владимира Путина, Айрат Дильмухаметов говорит:



Айрат Дильмухаметов: На мой взгляд, эта книга – явление в культурной и духовной жизни не только республики Башкортостан, но и вообще ее значение в рамках Российской Федерации, может быть выходящее за рамки Российской Федерации. Проблема в том, что широкий читатель, к сожалению, не знает. На мой взгляд, это первая попытка взгляда пронизывающего, рассекающего историю русского, башкирского и других народов. Ответить на вопросы – кто есть кто, кот за что воевал, кто кого представлял, какие цели, какие интересы тот или иной народ исповедовал. Слово «экстремизм» - это путинский новояз. На самом деле, я не скрою, я горжусь этими титулами.



Владимир Тольц: Которые вам приписывают?



Айрат Дильмухаметов: Да, которые мне приписывает власть, что я экстремист. У меня два уголовных процесса по экстремизму, сейчас уже третий – это все равно, что орден на грудь. Это признание государством российским моих заслуг перед моим народом.



Владимир Тольц: Брошюру, приписываемую Айрату Дильмухаметову, изъяли у него в октябре 2007-го. А за полгода до этого главы из нее были опубликованы на сайте ufagub . com («Уфа Губернская»), созданном, - как я прочел в одном из постановлений об обыске (а их по уголовному делу об «экстремизме» проведено уже немало), - созданном «в декабре 2006 г. Швецовым Н.А.» В предисловии к этой публикации сказано:



В распоряжении редакции «Уфагуб» оказалась книга известного общественного деятеля Айрата Дильмухаметова. Она весьма оригинальна. Мы не совсем согласны с автором, но полагаем, что в условиях информационно-политического вакуума книга может быть интересна нашим читателям.



Владимир Тольц: Известный уфимский предприниматель Николай Швецов рассказывает мне:



Николай Швецов: Уголовное дело против нашего сайта «Уфагуб», то есть «Уфа губернская», было возбуждено прокуратурой 8 мая этого года, что якобы мы одну страницу из книги Дильмухаметова опубликовали год назад. У нас в России, к сожалению, особенно в Башкирии, в частности, экстремизм понимается любая критика местных властей, любая критика, неугодная властям, министрам, директорам муниципальных предприятий – это считается экстремизм. Так как у нас единственный русский сайт в городе Уфе – это «Уфа губернская», вот они и возбудили по факту публикации уголовное дело. Фактически возбуждение уголовного дела вылилось в тотальные обыски интеллигенции, не так мыслящей, как сами руководители. В частности, обысканы были квартиры и дома некоторых работников Академии наук России в Уфе, у журналистов. У меня, как у председателя Союза предпринимателей обыскали и офис, и мой частный дом, изъяли компьютеры, у моего сына шестилетнего изъяли детский компьютер, где были только игры. Он и в интернет-то не входил, но все это забрали. Сейчас проводят экспертизу наших компьютеров на предмет признаков всевозможного экстремизма.



Владимир Тольц: Правовые аспекты ответственности за распространение экстремистских публикаций в Интернете я попросил мою московскую коллегу Марьяну Торочешникову обсудить с Александром Верховским - директором Информационно-аналитического центра «Сова», исследующего проблемы национализма, ксенофобии и политического радикализма.



Александр Верховский: Я так скажу: здесь надо различать ответственность двух видов. Бывает ответственность уголовная, бывает ответственность гражданско-правовая. Если по этому тексту было заведено уголовное дело, то ответственность должен нести либо автор, либо тот, кто распространял материалы, либо оба. Но в данном случае непонятно. Сейчас дело возбуждено, даже по двум статьям, им нужно доказывать, что Дильмухаметов является автором этого текста. Тот, кто распространял материал, может отвечать все равно, вне зависимости от того, найдут автора или не найдут. Это параллельные и несвязанные вещи.



Марьяна Торочешникова: То есть ответственность распространителя тоже как-то подразумевается?



Александр Верховский: Разумеется. Потому что действие заключается в распространении определенного рода высказываний. То есть человек может распространять текст, заведомо написанный другим лицом, но, тем не менее.



Марьяна Торочешникова: И может при этом не разделять взглядов?



Александр Верховский: Нет, взгляды – это сложный вопрос, должен ли он разделять взгляды. Важно при доказательстве по таким уголовным делам, если мы говорим об уголовном преследовании, в суде должно быть доказано, что он имел намерения возбудить ненависть, скажем, к такой-то этнической группе или к такой-то религиозной группе. Это нужно доказывать отдельно.



Владимир Тольц: Я не хочу полемизировать с решением Высокого суда райцентра Кармаскалы по поводу брошюры, подписанной именем Айрата Дильмухаметова, не признающего своего авторства. Прочтя тот отрывок, что опубликован на сайте «Уфа Губернская» Николая Швецова, я не готов согласиться с господином Дильмухаметовым: выдающейся и уникальной эту публицистику, исполненную в агрессивной стилистике молодежного блоггерства и направленную, прежде всего, против местного башкирского начальства, не назовешь. Но и признавать ее «экстремизмом» тоже, по-моему, слишком.


И тут возникает вопрос: в чем же тогда реальные причины судебного преследования сайта Николая Шевцова? – Сам он высказывает такое соображение:



Николай Шевцов: Они меня прессуют как председателя Союза предпринимателей Башкирии. Это идет сильный накат, чтобы наш Союз платил определенную мзду. Раньше мы платили, примерно около пяти лет мы местным начальникам платили официально, собирали деньги, даже я принимал участие.



Владимир Тольц: Простите, кому платили?



Николай Шевцов: Скажем, тем, кто курировал предпринимательство у президента Башкирии. Мы им платили. Но где-то пять лет назад мы отказались платить. И когда мы отказались платить деньги, у нас начались проблемы.



Владимир Тольц: А вот что говорит о причинах нынешней активизации башкирских правоохранителей уфимский историк и этнолог Ильдар Габдрафиков.



Ильдар Габдафиков: Я сам тоже поневоле стал фигурантом этого уголовного дела. Дело в том, что этот сайт «Уфагуб» публикует нелицеприятные для республиканских властей материалы. Вообще надо сказать, что в республике Башкортостан ограничена свобода слова и любая альтернативная информация не приветствуется, мягко говоря, властями и пресекается. Этот сайт «Уфагуб» опубликовал и мои материалы. Этого достаточно было, чтобы превратить меня в фигуранта уголовного дела. Пока они меня свидетелем считают, а не фигурантом. Самая главная причина заключается в том, что сайт «Уфагуб» публикует альтернативную точку зрения, что не нравится властям. Надо сказать, что эта книга Дильмухаметова «Воины против ублюдков» была опубликована на другом сайте полностью, более того, башкирские общественные организации публично обсуждали эту книгу, ничего такого не было. А общественный деятель Швецов, предприниматель, уже в прошлом году, как у него эта книжка оказалась больше года назад, обратился в прокуратуру, чтобы прокуратура отреагировала на эту книжку. Но никакой реакции со стороны прокуратуры не последовало. И сейчас больше чем через год последовала реакция в том плане, что возбудили уголовное дело по факту публикации на сайте этой книжки. Я считаю, что это был заказ, заказ руководства, определенных людей в руководстве Башкирии.



Владимир Тольц: Политический заказ руководства в условиях Башкирии – дело особо серьезное. Вот что говорит хорошо знающий тамошние условия знаменитый уроженец республики Юрий Шевчук. (Кстати, это его высказывание тоже размещено на сайте «Уфа Губернская», который ныне преследуют за экстремизм).



Юрий Шевчук: Отгремели все речи горбачевские, а в Уфе ничего не менялось, потому что Уфа тогда – это был байский социализм, сейчас это байский капитализм. Но слово «байский» в таких городах как Уфа, Казань и многих других будет еще долго, к сожалению и к несчастью, кстати.



Владимир Тольц: Так считает Юрий Шевчук. Все это заставляет нас присматриваться к тому, что ныне происходит в Башкортостане, особенно внимательно.


XS
SM
MD
LG