Ссылки для упрощенного доступа

Новые песни древней земли






Марина Тимашева: «Бускельос – новые песни древней земли». Так называется музыкально-этнографический проект, созданный ижевскими историками и музыковедами при помощи фонда Форда. Рассказывает Любовь Чижова.



(Звучит пение)



Любовь Чижова: Это голос 78-летней Валентины Кунакбаевны Кунакбаевой – жительницы деревни Гожан Куединского района Пермского края. Она исполняет гостевой напев. Эта непривычная мелодия – часть музыкально-этнографического проекта «Бускельос - новые песни древней земли». Ижевский музыковед Александр Юминов и этнограф Марина Ходырева объездили деревни Татарстана, Башкоторстана и Мари-Эл, в которых живут удмурты, и записали наиболее яркие образцы так называемой аутентичной, этнической музыки. Теперь эта музыка хранится на шести дисках, прекрасно, кстати, оформленных: на серебристых коробочках – вся информация об исполнителях песен, внутри – их фотографии в национальных костюмах, пояснительный текст – на русском и английском языках, все диски лежат в плетеной коробке, стилизованной под рукодельную корзинку. Как авторам идеи удалось заинтересовать фонд Форда в том, что запись аутентичных удмуртских песен – это именно то, на что нужно выделить деньги? Говорит Александр Юминов.



Александр Юминов: Подавать иностранному фонду проект, который является в своей основе научным и направлен на сохранение культуры малого народа, далеко находящегося от Америки, с одной стороны, занятие бессмысленное, а с другой стороны, зная, что они поддерживают довольно большое количество разных культурных проектов, я подумал, что, наверное, будет любопытно, если мы подадим этот проект искусства современного, потому что это компакт-диски, потому что это не просто научная экспедиция, результаты которой исследуются учеными, а потом складываются в архивы, но это будет издано. А если мы это еще издадим как-нибудь своеобразно, красиво и любопытно, то вдруг они откликнуться на нашу просьбу финансировать это проект. И, собственно говоря, так и произошло.



Любовь Чижова: Это – не первая совместная работа Александра Юминова и Марины Ходыревой. Музыковед и этнограф познакомились в конце 80-х, а в 1991 году состоялась их первая музыкально- этнографическая экспедиция. Тогда Саша с наслаждением и иронией рассказывал о том, как наивные горожане месили деревенскую грязь и теряли в ней резиновые галоши. Чуть позже песни в исполнении удмуртских бабушек появились на виниловых пластинках, и Александр – популярный ди-джей в модных клубах – включал их на дискотеках. Подготовка к этой экспедиции проходила более серьезно: ребята уже точно знали, куда им ехать, предупреждали бабушек, те наряжались и ждали городских гостей.



Александр Юминов: Мы познакомились с Мариной Ходыревой - этнографом. Я - как человек, который любит музыку, а Марина - как ученый. Обычно это происходило так. Марина знала, куда бы хотелось бы поехать для того, чтобы найти что-то такое, что до этого еще некем не фиксировалось. Марина смотрела то, что нам может подойти, согласно нашей концепции, потому что наша основная концепция это запись аутентичного удмуртского фольклора в местах компактного проживания удмуртов за пределами республики. Дело в том, что они нас ждали, они наряжалась, они разговаривали, но ажиотажа что вот приехали записывать - такого не было. Потому что Институт языка и литературы иногда заезжает или какие-нибудь иностранные люди, например Николас Демир - венгерский ученый, который лет 15 назад приезжал в одну из деревень, в который были мы, в Башкирии. Но беда всегда была в том, что приезжали ученые, записывали, разговаривали, потом все это изучали, каталогизировали и складывали себе в свои диссертации, научные публикации, и так далее. И никто не задумывался, что на самом деле тот, кто живет там, и тот, кто пел, он бы тоже хотел увидеть это.




Любовь Чижова: После того, как вышли диски, Александр Юминов и Марина Ходырева решили подарить их исполнителям, для чего поехали по деревням с подарками. А смогут ли удмуртские бабушки и дедушки послушать свои песни на дисках – задала я наивный вопрос Александру, и получила исчерпывающий ответ – еще как смогут. Деревни, в которых побывали авторы проекта, выглядят вполне благополучно: на каждой избе телевизионная тарелка, в каждой семье – современный музыкальный центр. И все равно старики собираются вечерами и поют ритуальные песни.



Александр Юминов: В деревне, конечно, слово «презентация» неизвестно, и для того, чтобы людей не пугать, мы написали просто «концерт». И нам сказали, что все-таки мы выбрали не очень удобное время - оказывается, что в субботу вечером вся деревня топит баню, и окружающие деревни тоже. У них очень большой Дом культуры, не сказать, чтобы он был забит под завязку, но народу было много. Они подготовили огромный концерт, приехали эти бабули из соседних деревень, которые были наряжены, красивые все, они пели такой аутентичный фольклор, были какие-то танцы, было много детей, которые танцевали.



(Звучит песня)



Любовь Чижова: Что больше всего поразило авторов проекта «Бускельос» в деревенской жизни?



Александр Юминов: Приехав в Башкирию, мы попали на День деревни. Это у них государственный праздник, учрежденный президентом Башкирии, где они, как в Италии, выбрасывают на улицу старую мебель. Ездит кто-то, собирает и увозит это на свалку. Они метут дворы и улицы, красят заборы. Мы приехали как в какой-то фильм американский про черно-белый идеальный мир, где люди красиво одевались, вкусно готовили, слушали оперу и классическую музыку. Это было именно так. Из печальных моментов, конечно же, то, что почти все пожилые женщины и мужчины, которые исполняли для нас песни, они почти все говорили, что мы, наверное, последние, вот мы допоем и после нас уже никого нет. Потому что молодым это не интересно. Когда мы приехали в деревню, которая называется Большой Карлыган, там оказалось, что дедушка, которому 80 лет, помнит пару-тройку таких песен, которые не помнят более молодые женщины, которые пели вместе с ним, которым сейчас по 70 лет.



(Звучит песня)



Любовь Чижова: А это была личная песня в исполнении жителей Татарстана однофамильцев Михаила Ефимовича и Валентина Серпионовича Романовых. Они хотят, чтобы их дети и внуки пели те же песни, что и они. Но это, увы, мечта несбыточная. Можно ли превратить фольклорные мелодии и напевы в популярные хиты? Александр Юминов в этом не уверен. Помогут ли подобные проекты пробудить интерес молодых к этнической музыке и свои корням? Тоже вряд ли, считает музыковед. В чем польза таких экспедиций? Одни люди получают удовольствие от того, что поют любимые песни. Другие люди получают удовольствие от того, что их записывают. Как знать, может быть, найдутся люди, которые захотят послушать завораживающие удмуртские песни в отличном качестве на современной аппаратуре.




Александр Юминов: Мы при этом прекрасно понимаем, что это не может стать массовой культурой. Это может быть первым маленьким шагом. Но это всего лишь первый маленький шаг.




Любовь Чижова: Плетеные корзинки с дисками, на которых записаны песни удмуртских бабушек и дедушек, неожиданно стали сувенирами. Ижевские чиновники, отвечающие за культурные связи, дарят их иностранцам, приезжающим в столицу Удмуртии. «Бускельос» - новая песня древней земли – теперь звучит и за пределами России.



XS
SM
MD
LG