Ссылки для упрощенного доступа

Шаг вперед, шаг назад. Итоги «Кинотавра»


Актер Джетро Скиннер, получивший приз за лучшую мужскую роль на 19-ом российском кинофестивале «Кинотавр», на церемонии закрытия в Зимнем театре
Актер Джетро Скиннер, получивший приз за лучшую мужскую роль на 19-ом российском кинофестивале «Кинотавр», на церемонии закрытия в Зимнем театре

В Сочи завершился ежегодный кинофестиваль «Кинотавр». Главный приз получила картина режиссера Бакура Бакурадзе «Шультес» о карманнике, работающем в московском метро. Режиссеру «Шультеса» 39 лет и он, заметим, не имеет отношения к другому Бакуру Бакурадзе, дизайнеру и владельцу дома моделей. «Шультес» вторая картина Бакурадзе. Год назад вместе с Дмитрием Мамулией он дебютировал с документально-художественным фильмом «Москва».


Мнения кинокритиков о достоинствах фильма-победителя фестиваля «Кинотавр» разошлись, как и мнения по поводу очень разнообразной конкурсной программы этого года. Уровень конкурсной программы «Кинотавра» и проблемы российского кино оценивает обозреватель Радио Свобода, кинокритик Марина Тимашева.


— Российское кино идет вперед, на ваш взгляд, судя по тому, что вы увидели в этом году, или топчется на месте?
— Год на год не приходиться. Скорее, топчется на месте. Например, в прошлом году все-таки был выраженный, такой явный фаворит фильм Попогребского «Простые вещи», а в этом году практически все киноведы и кинокритики, да, собственно говоря, и обычные зрители говорили о том, что такого явного лидера, какого-то фильма, на который бы все ставили, нет. Выделилась какая-то группа фильмов и практически все они, так или иначе, награждены, отмечены премиями фестиваля «Кинотавр».


— Это социальное кино? Это политическое кино? Это кино, как кино, или кино, как искусство? Куда все рулится?
— В этом году конкурсная программа была очень разнообразна, отборочная комиссия состояла из пяти человек и они старались представить российское кино, как оно есть. Иными словами, во всем разнообразии его видов, жанров и так далее. Поэтому здесь были, например, чисто коммерческие блокбастеры, фактически такого американского качества, съемки, монтаж, например, «Новая земля». Я сейчас не говорю о художественных достоинств этой ленты. Здесь были и фильмы, скажем, очень просо симпатичные для зрителей, умные, здесь никакой пошлости, без какого-то акцентирования сантиментов или чего-то прочего. Например, «Плюс один» Оксаны Бычковой, ее люди знают по фильму, который пользовался в прокате большим успехом, он называется «Питер FM». Здесь были и фильмы, скажем так, с такой претензией на то, что у кинокритиков называется фестивальным кино или арт-хаус, скажем, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова. Здесь были фильмы, напоминающие советские фильмы, положим, «Дикое поле» Михаила Калатозишвили.


— Главный приз фестиваля завоевала картина «Шультес» дебютанта Бакура Бакурадзе. Вы согласны с решением жюри?
— Затрудняюсь действительно с ответом. Я бы сама отдала бы премию фильму «Плюс один» Оксаны Бычковой. Что касается фильма «Шультес», это такое кино все-таки для специалиста, для критика, отчасти напоминающее кинематограф братьев Дарден. Мне кажется, что это все-таки копия ухудшенная. В ней есть какая-то интересная тема, кстати говоря, довольно характерная для многих конкурсных лент, а именно попытка бегства человека из той жизни, которая его окружает, но оно для зрителя, мне кажется, не представляет особенного интереса, потому что это крайне такое замедленное кино, лишенное всякого действия. Иными словами, это больше интересно для синеманов.


— Как на нынешнем «Кинотавре» обстоят дела со светской жизнью, выпивкой, красными дорожками, пляжем, чем прежде был этот фестиваль славен?
— Все в порядке. Конечно, звездные дорожки на открытии, на закрытии, огромное количество людей, чрезвычайно знаменитых, от Владимира Машкова и Михаила Пореченкова до Анны Михалковой, до каких-то английских рок-групп на пляже. Ночью жизнь кипела и бурлила, люди плясали. Даже когда был ливень, они все равно отплясывали, вели себя очень свободно и счастливо. А что касается большого количество выпивки, то это довольно забавно, потому что, кажется, организаторы приняли меры для того, чтобы пьяных особенно, по крайней мере, за счет фестиваля, не было. Поэтому закуски всегда были в изобилии, а вот с выпивкой всегда были большие затруднения. Так что я не видела никаких безобразных сцен.


— И это в частности свидетельствует о том, что фестиваль идет вперед и в творческом, и в организационном отношении?
— В организационном отношении — безусловно. Что касается творческого, то это, конечно, не связано и с самим фестивалем и ни в коей мере не является виной организаторов. Но картина такова, какова она есть. В любом случае есть, о чем разговаривать. Но сказать, чтобы здесь люди видели какие-то шедевры или фильмы, действительно высочайшего класса, где форма и содержание являют собой гармоническое целое, и то и другое умно, тонко и оригинально по киноязыку, ну, что же делать, нет этого.


XS
SM
MD
LG