Программу ведет Дмитрий Морозов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Лиля Пальвелева.
Дмитрий Морозов : В Музее изобразительных искусств имени Пушкина - значительное событие. Здесь открылась международная выставка "Футуризм - радикальная революция. Италия - Россия". Проект посвящен приближающемуся столетию футуризма. Рассказывает Лиля Пальвелева.
Лиля Пальвелева : Редкий для художественного течения случай - у футуризма есть точная дата рождения. Говорит директор итальянского Музея современного искусства Тренто Габриэла Белли:
Габриэла Белли : Такая дата, которая очень важна для всех тех, кто интересуется миром футуризма, - это 20 февраля 1909 года. Именно в этот день журнале "Фигаро" появился первый манифест, подписанный Маринетти, который в то время еще не позиционировал себя как художник, а чаще заявлял о себе как поэт. С этого дня, с этого появления первого футуристического такого действа мы начинаем отсчет эпохи футуризма. Но на эту дату самой живописи футуристической еще нельзя сказать, что она уже появляется. Нет. Но это заявление о себе очень резко поменяло окружающую среду. Оно вызвало большой интерес к Маринетти. И очень многие художники, очень многие поэты захотели познакомиться с ним, захотели потом проникнуться духом того, что он первый представил в своем манифесте.
Лиля Пальвелева : Вся Европа испытала интерес к футуризму. Однако только в Италии и России интерес этот оказался последовательным. Только здесь возникли футуристические объединения. Вот этот факт и определил состав произведений на выставке. Слово директору Музея изобразительных искусств Ирине Антоновой.
Ирина Антонова : Мы строим выставку на диалоге России и Италии. В подготовке выставки участвовали и музеи, и частные собрания таких стран как Италия, Россия, Швейцария, Соединенные Штаты и Израиль. Число участников превышает 30. Причем, выставка была подготовлена таким образом, что вы сможете составить представление и о главных персонажах художников. Потому что, как правило, такие мастера как Балла, Северини, Бочони, Кара, Гончарова, Ларионов, Бурлюки, Розанова представлены большим числом художественных произведений. Но в течение своей жизни они проявляли себя, может быть, и в других каких-то направлениях, но в какой-то момент, самый такой кульминационный, они именно были художниками, относящимися к направлению футуризма.
Лиля Пальвелева : Всего на выставке представлено более 300 произведений искусства. Тонкие знатоки найдут отличия в итальянской и русской версиях футуризма, ну а не столь подготовленный посетитель обратит внимание на то, как художники обеих стран вдохновлялись техническим прогрессом. Порой совпадения почти буквальны. Не на одном только полотне «Поезд и самолет» Натальи Гончаровой детали двух несущихся машин наслаиваются друг на друга. Этот же мотив можно встретить и в итальянских работах, где линии накренившихся домов также стремительны, как аэропланы, а человек уподоблен совершенному механизму.