В Басманном суде Москвы сегодня проходят предварительные слушания по иску Британского совета к российской налоговой службе. Совет оспаривает налоговые претензии, предъявленные ему российскими фискальными органами за 2004-2006 годы, считая их необоснованно завышенными. Сумма претензий, впрочем, пока не называется.
Британский совет был основан в 1934 году как независимая некоммерческая гуманитарная организация по развитию культурных связей с зарубежными странами. В Великобритании у Британского совета статус благотворительной организации. Британский совет знакомит жителей стран, где он работает, с достижениями британской культуры и искусства, устраивает выставки и кинофестивали, проводит лекции, организует курсы английского языка, предоставляет возможность иностранным студентам учиться в английских университетах, знакомит с достижениями британской науки и техники, помогает британскому бизнесу. Сейчас его отделения находятся в 110 странах; в них работает более 2 тысяч учителей.
В России Британский совет работает с начала 90-х годов, и его деятельность регулируется российско-британским соглашением о культурном и научно-техническом сотрудничестве. В декабре прошлого года российский МИД объявил, что с 1 января 2008 года работа региональных отделений Британского совета в России будет прекращена. Российские власти запретили деятельность Британского совета в Петербурге и Екатеринбурге, оставив только его центральный офис в Москве.
О политической подоплеке в отношении действий против Британского совета говорили многие эксперты, признал ее и российский министр иностранных дел Сергей Лавров. В одном из своих заявлений он сказал, что закрытие отделений Британского совета вызвано недружественными действиями Великобритании, которая прибегла к высылке российских дипломатов в ответ на отказ в экстрадиции Андрея Лугового, подозреваемого в убийстве в Лондоне Александра Литвиненко.
В мае этого года Британский совет получил от российского налогового ведомства требование выплатить налоги за 2004-2006 годы. Совет нашел эти налоговые претензии необоснованно завышенными и оспорил их в московском Басманном районном суде.
В ответ на просьбу Радио Свобода прокомментировать ситуацию центральное руководство Британского совета в Лондоне направило нашей радиостанции такое письмо: «В мае 2008 года мы получили в Москве налоговые претензии к Британскому Совету за 2004-06 годы. Предъявленный нам счет - результат налоговой инспекции, проведенной в 2007 году. Мы полностью отчитались за свою деятельность, согласно существующему российскому налоговому законодательству, и уже внесли требуемые платежи. Мы следуем действующим в России юридическим процедурам и намерены опротестовать некоторые пункты налоговой претензии, которые мы полагаем ошибочными. Первые судебные слушания по нашему делу пройдут 19 июня. Как вы понимаете, пока мы вовлечены в этот процесс, мы не можем комментировать подробности дела. Как российские, так и международные организации имеют право оспаривать претензии налоговых властей, и это именно то, чем занимается сейчас Британский совет по этому делу. Деятельность Британского совета лицензирована, он платит налоги в России, следуя всем требованиям налоговой службы к его деятельности. На международном уровне мы работаем как некоммерческая организация».
Известный британский историк, профессор Лондонского университета Джефри Хоскинг сотрудничал с Британским советом; по его приглашению он читал лекции в его отделениях в Москве и Екатеринбурге. Еще в 60-е годы он по путевке Совета изучал русский язык в России.
Профессор Хоскинг в интервью Радио Свобода так объясняет действия российских властей, направленные против Британского совета:
- По-моему, они относятся к Британскому совету не только как к коммерческой организации, но как, возможно, к подрывной организации тоже, которая ведет незаконную деятельность. А вот именно это неправда. Дело в том, что российское правительство вообще боится западных организаций, вообще зарубежных организаций. Особенно стало их бояться после «оранжевой» революции в Украине, потому что им кажется, что такое же может случиться в России, хотя мне это кажется невозможным.
- Можно ли назвать лекции и семинары, которые проводит Британский совет в России, пропагандой? Именно этого и опасаются российские власти.
- Я думаю, нет. Потому что сводить людей из науки, из культуры, из журналистики, то есть разных областей, скажем, гуманитарных и социальных наук - мне кажется, тут нет пропагандистской цели.
- А оказывают ли британские власти, британское правительство какое-либо политическое влияние на работу Британского совета?
- Британский совет советуется с министром иностранных дел по поводу общих принципов международной политики. Они не хотят нарушать общих принципов британской политики, это действительно так. Но я думаю, такой совет берут и другие британские организации, которые ведут деятельность в России или в других странах.
- Насколько известно, только две авторитарные страны в свое время отказали в работе Британскому совету. И вот теперь - Россия. Как это можно расценить?
- Россия действительно авторитарная страна. Сейчас это уже не демократия и даже не суверенная демократия, а авторитарный режим.