Ссылки для упрощенного доступа

Эксперты и активисты правозащитных организаций обсуждают доклад Freedom House


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Максим Ярошевский.



Кирилл Кобрин : Эксперты и активисты правозащитных организаций обсуждают опубликованный накануне доклад организации Freedom House . В докумнете была дана оценка развитию демократии и ситуации с демократией на постсоветском пространстве. Россию на этот раз в документе назвали "главной антидемократической силой" региона. Freedom House полагает, что нефтяные деньги, нефтяное богатство дают властям России возможность забыть о демократических ценностях. Рассказывает корреспондент Радио Свобода Максим Ярошевский.



Максим Ярошевский : Доклады Freedom House опираются, в том числе, на факты и документы, которые организация получает от российских правозащитников. Руководитель правозащитной организации "За права человека" Лев Пономарев повторяет все основные позиции, которые отмечены в докладе - нефть и газ, спецслужбы, давление на средства массовой информации и независимые неправительственные организации. Об этом правозащитники говорят не первый год. Однако на нас не обращают никакого внимания, говорит глава движения "За права человека".



Лев Пономарев : В основном, формулировки совпадают с тем, что, в том числе я и другие мои коллеги правозащитники, используют для оценки ситуации в стране. Вообще, должен сказать, что Freedom House берут материалы не из воздуха, а, на самом деле, фактически опираются на те доклады, которые делают российские правозащитные организации. Вообще говоря, хотелось бы докладывать о каких-то личных успехах. Я думаю, это как бы естественное желание, то есть правозащитники хотели бы говорить о том, что они чего-то добиваются, что что-то меняется в стране. Но, к сожалению, фактически ничего не меняется. В этом и проблема. Мы можем иногда иметь мелкий успех в одном направлении, но если глобально оценивать несколькими фразами ситуацию в стране, то, да - подавляются свободы, спецслужбы, действительно, контролируют деятельность всех гражданских активистов. Вчера приехал правозащитник из сельской местности. Ему начальник милиции говорит, имей в виду - все твои телефоны находятся под контролем, все прослушивается. Это ему начальник милиции говорит! Это даже не скрывается. Я сам делал запросы (я подозреваю, что за мной тоже ведется наблюдение) в ФСБ, и потому уклончивому ответу, который я получил, я предполагаю, что меня тоже прослушивают. Причем, это совершенно антиконституционная деятельность. Большинство гражданских активистов как бы уже привыкли к тому, что ФСБ и МВД через свои РУБОПы (кстати, РУБОПы почему-то сейчас в основном наблюдают за гражданскими активистами) происходит антиконституционная деятельность.


А то, что уголовные дела возбуждаются и там в значительной мере принимаются судебные решения, которые подсказываются прокуратурой, тоже, к сожалению, это факт. Любое судебное дело, где есть составляющая администрации, становится политическим делом. И с огромным процентом (бывает иногда, что мы можем что-то выиграть) мы проигрываем именно потому, что здесь происходит административное давление. Конечно, это происходит на фоне лозунгов, что страна встает с колен и так далее и тому подобное. Пропагандистская кампания подавляет любые возможности правозащитников, инакомыслящих критиковать действующую власть.



Максим Ярошевский : В самом ежегодном докладе под названием "Переходные страны" Freedom H ouse называет Россию, Азербайджан и Казахстан нефтегосударствами, странами, полностью зависящими от нефти и газа. При этом Россию выделяют как особо преуспевающую в подавлении демократии. По словам правозащитников, российская элита создала так называемый железный треугольник (сплав государства, зависящих от него промышленников и спецслужб), который позволяет эффективно давить на средства массовой информации и влиять на результаты выборов. Именно благодаря такому влиянию, говорится в докладе, Владимиру Путину удалось без проблем передать власть лично им отобранному Дмитрию Медведеву. Корреспондент Радио Свобода Юрий Жигалкин беседует с руководителем исследовательского отдела Freedom H ouse Кристофером Уолкером.



Юрий Жигалкин : Отступление демократии в России - одно из самых заметных и тревожных явлений, считают эксперты. За время президентства Путина произошло гигантское перераспределение собственности, и теперь он должен остаться у власти, чтобы обезопасить эту передачу собственности. Таковы лишь некоторые из выводов экспертов Freedom House , увязывающих демонтаж каркаса демократической системы, созданной в России в 90-х годах с превращением России в классическое нефтяное государство.


Что кажется наиболее тревожным в развитии событий в России одному из авторов доклада Freedom House Кристоферу Уолкеру?



Кристофер Уолкер: Одной из наиболее серьезных проблем является масштабность отступления зачатков демократии. На что бы мы ни посмотрели: выборы в Думу или выборы президента, на отношение властей к прессе и судебным органам, к неправительственным организациям, поражает всеохватность и нарастающая интенсивность подрыва демократических институтов.



Юрий Жигалкин: Нашли ли вы хоть какие-то поводы для оптимизма или в ближайшем будущем у демократии в России, что называется, нет будущего?



Кристофер Уолкер: Сейчас невероятно трудно предсказать, как будет развиваться ситуация. Одним из наиболее очевидных показателей будет отношение властей к коррупции. Президент Медведев, как мы знаем, объявил о том, что борьба с коррупцией - его приоритетная задача. Упоминает он и необходимость создания правового общества. Вопрос в том - можно ли достичь этих целей, одновременно ограничивая свободу прессы и независимость судей? Если верить мировому опыту, невозможно. Для искоренения коррупции необходима гласность, открытое обсуждение государственной политики, независимый анализ и критика правительственных решений. Это лишь один пример.



Юрий Жигалкин: Есть ли некие прецеденты, параллели политической системе, принимающей очертания в России?



Кристофер Уолкер: Россию можно отнести к числу стран, пытающихся модернизировать свою экономику, ограничивая при этом политический плюрализм и ослабляя демократические институции. И история, надо сказать, не относится с особой благосклонностью к подобным системам, в длительной перспективе они неконкурентоспособны. Выживают и преуспевают общественные системы, базирующиеся на верховенстве закона, именно там развивается здоровая рыночная экономика.



Юрий Жигалкин : Это был Кристофер Уолкер, сотрудник организации Freedom House ("Дом свободы"), с комментариями очередного отчета, свидетельствующего о новом отступлении демократии в России.



Максим Ярошевский : С Кристофером Уолкером беседовал Юрий Жигалкин. Другие страны бывшего СССР, богатые нефтью, также особо не дорожат демократическими процедурами. Freedom House утверждает, что власти Азербайджана и Казахстана фактически копируют поведение Российского государства, чувствуя все большую уверенность в своих силах из-за нефтяных прибылей. С этим спорят некоторые российские наблюдатели, напоминая, что авторитарные тенденции наблюдались в этих странах и во второй половине 90-х, когда в России прессы бала относительно свободной, а парламент всерьез обсуждал возможность импичмента президента. Но независимо от времени появления авторитарных тенденций, в докладе Freedom House отмечается важная вещь - страны, усиливающиеся за счет дорогой нефти и одновременно отходящие от демократии, формируют недружественные Западу альянсы, всячески тормозят деятельность таких международных институтов, как, например, ОБСЕ. В докладе также говорится, что Западу, сильно зависящему от этих стран энергетически, еще предстоит разобраться, как выйти из этой ситуации.



XS
SM
MD
LG