Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Лиля Пальвелева.
Михаил Саленков : С наступлением лета на московские парки увеличивается так называемая антропогенная нагрузка. Запреты, установленные экологами, постоянно нарушаются посетителями природных территорий. Руководители парков возлагают большие надежды на просвещение и воспитание населения. Как это ни удивительно, такая тактика дает результаты. Узнала наш корреспондент Лиля Пальвелева.
Лиля Пальвелева: В черте Москвы насчитывается 113 наиболее ценных объектов природы - один национальный парк (Лосиный остров), а также заповедники, заказники и памятники природы. Евгений Кузьмичев, руководитель городского управления особо охраняемыми природными территориями, перечисляет напасти.
Евгений Кузьмичев : В представлении горожан об отдыхе на природе весьма различны. Кто-то считает для себя возможным с благоговением войти в лес, подойти к роднику, водоему и наблюдать за жизнь дикой природы в тишине. А другая часть населения считает, что на природе надо устраивать велостадионы, разводить костры, вылавливать рыбу, тут же ее готовить, с песнями бросаться в водоемы, заезжать в них на джипах. Но на этих территориях сегодня запрещены многие виды деятельности, которые, к сожалению, еще обнаруживают - нельзя разводить костров, нельзя повреждать напочвенный покров, поджигать сухую траву и листья, нельзя ловить никаких животных, выгуливать собак без поводков. Я уже не говорю о запрете на хозяйственную деятельность, такую как применение антигололедных смесей, капитальное строительство. Даже мы не имеем права вырубать сухие деревья летом, потому что мы не нарушаем гнездовой период птиц.
Одна из основных задач наших особо охраняемых территорий - это проблема из замусоривания. Чтобы убирать этот мусор, мы тратим огромные средства. Во-первых, не надо заходить в лес с целью обязательно туда чего-нибудь принести. Но если ты уж принес что-то на пикник, то, будь добр, унеси это с собой.
Лиля Пальвелева: К каждой собаке без поводка милиционера не приставишь, но вот почему, к примеру, в Серебряном бору каждую весну на древнем камышовом болоте безнаказанно пускают палы, в результате чего выгорают большие площади, отчего каждый выходной на хвое дымятся мангалы, а то и костры, и никто таким нарушениям не препятствует? Вот как отвечает на эти вопросы директор памятника природы «Серебряный бор» Игорь Сарафанов.
Игорь Сарафанов : Достаточно просто разжечь тростниковое болото путем поджигания одной газеты. Мои сотрудники, инспектора, в прошлом году замечали человека, который, действительно, бегал, из какой-то бутылочки поливал и поджигал. Догнать его, к сожалению, не удалось. Костры пресекаются. Костров стало гораздо меньше. Мангалы - да. Но наказать человека за то, что он в мангале разводит костер, пока не удается. Потому что есть какие-то правовые казусы, что считается костром. Не хотелось бы оправдываться, да, это есть. Но в то же время хочется отметить, что инспекторов заступает на смену трое - один патрулируют природные территории, которые составляют 170 гектар (парный патруль), и один патрулирует зону жилой застройки в Серебряном бору. У них маршрут протяженностью получается порядка 25-30 километров. Поэтому не всегда удается в каждом месте где-то кого-то приводить в чувство и наводить порядок.
Лиля Пальвелева: Вот и Евгений Кузьмичев считает, что «приводить в чувство» - не лучший способ.
Евгений Кузьмичев : Надо поймать, покарать, наказать. Всех не накажешь. Людей надо воспитывать постепенно. Я, вообще, противник культа шашлыков на природе. Но так как мы не можем сегодня всем надавать по рукам... Вот мангал уже не костер. И административно с правовой точки зрения предъявить претензии человеку очень трудно. Он скажет - я не развожу костров. Я принес, я, может быть, и уголь с собой унесу, хотя, конечно, никто этого не делает. Поэтому постепенно, постепенно нам надо изменять сознание москвичей.
Лиля Пальвелева: Справедливости ради, отметим: в этом году в Серебряном бору впервые не горела сухая трава. Огромные территории, десятилетиями захламленные строительным мусором, тщательно очистили и облагородили. Возникла так называемая «экологическая тропа», по краям которой расположили щиты с подробнейшей справочной информацией о флоре и фауне этого места. Кто бы мог подумать, но наглядная агитация и - главное - безупречная ухоженность территории оказали на людей заметное влияние. В этой части Серебряного бора все ведут себя вполне цивилизованно.
Экологическому просвещению уделяют особое внимание и в природном парке под названием «Долина реки Сходни и Куркино», говорит его директор Татьяна Гусева.
Татьяна Гусева : Мы начинаем работать с воспитанниками детских садов. В шести детских садах Куркино разработаны сотрудниками дирекции экологические тропинки. Занятия на них могут проводить как сотрудники дирекции, так и воспитатели детских садов. Дети на этих тропинках получают первые навыки общения с природой. Они распознают голоса птиц, узнают растения. Это те дети, из которых потом вырастают наши взрослые отдыхающие на территории.
Лиля Пальвелева: И все же, больше надежд на погоду. Нынешнее лето пока не слишком жаркое, и это значит, что нагрузка на лесопарковые зоны не так велика, как в знойные дни.