Ссылки для упрощенного доступа

Human Rights Watch призывает Кремль контролировать силовиков в Ингушетии


Российские и зарубежные правозащитники отмечают: наряду с преступной активностью боевиков, в Ингушетии обостряют обстановку и незаконные действия силовых структур
Российские и зарубежные правозащитники отмечают: наряду с преступной активностью боевиков, в Ингушетии обостряют обстановку и незаконные действия силовых структур

Независимая неправительственная организация Human Rights Watch в среду в Москве представила доклад под названием «Они как будто упали с неба. Контртерроризм, нарушение прав человека и безнаказанность в Ингушетии». Как пишут авторы доклада, на фоне активизации вооруженного подполья в республике растет и число нарушений прав человека сотрудниками силовых структур. Десятки жителей Ингушетии стали жертвами похищений, внесудебных казней и пыток.


«Неуклюжие действия российских сил в Чечне привели к тому, что нестабильность распространяется по всему Северному Кавказу. Первой на этом пути встала Ингушетия», - об этом очень часто говорили представители российских и международных правозащитных организаций. Доклад правозащитной организации Human Rights Watch в целом не только не противоречит данному утверждению, но и дополняет его многочисленными фактами и выводами.


Как заявила представитель организации Human Rights Watch Рэйчел Дембер, последние несколько лет в Ингушетии растет активность боевиков, нацеленная на дестабилизацию обстановки, на свержение власти и изгнание из региона федеральных силовых структур. С лета 2007 года, подчеркнула она, нападение боевиков на государственных служащих, сотрудников силовых структур и мирных жителей значительно выросло. Human Rights Watch осуждает действия боевиков: «Нападение на мирных жителей, государственных служащих и сотрудников силовых структур - это тяжкие преступления. Российское правительство, как и любое другое, имеет законное право осуществлять расследования и уголовные преследования по таким преступлениям. Но при этом оно обязано действовать в соответствии с национальными и международными нормами о правах человека. В данном случае приходится с сожалением констатировать, что эти нормы российскими властями не соблюдаются». Силовыми структурами, участвующими в операциях против боевиков, совершены десятки внесудебных казней, произвольных задержаний, а также актов пыток и жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения, сообщают правозащитники.


Похищения жителей Ингушетии начались в 2003 году, массовый характер приняли год спустя, заявила исследователь Human Rights Watch по России Татьяна Локшина: «Почему же столько внимания обращено сейчас именно на Ингушетию? Наверное, потому что еще несколько лет назад Ингушетия была по сравнению с той же Чечней зоной мира и зоной спокойствия. Ситуация менялась постепенно. Первые похищения людей в Ингушетии сотрудниками силовых структур начали происходить с 2002 года. Но внешней аудиторией это воспринималось именно как продолжение чеченского конфликта, потому что это касалось преимущественно беженцев из Чеченской республики. Уже в 2003 году среди похищенных оказались и жители Ингушетии. Ситуация стала кардинально меняться с 2004 года, после июньского рейда Шамиля Басаева на Назрань и Карабулак. В этот момент население республики в большой степени мобилизовалось вокруг власти и поддерживало контртеррористические меры, и, на самом деле, призывало власть делать все для того, чтобы подобное не повторялось».


По мнению правозащитников, без поддержки населения борьба государственных структур с терроризмом не может стать эффективной. Довольно быстро федеральные и республиканские власти этой поддержки лишились, объяснила Татьяна Локшина: «В ситуации, когда население непрерывно попадает под удар, когда в республике проводятся спецоперации, фактически напоминающие Чечню, зачистки и адресные операции, во время которых людей избивают (и в нашем докладе задокументированы такие случаи), подвергают унижению, во время которых пропадают люди, то это среди населения вызывает чудовищный антагонизм. В такой обстановке настроения поддержки боевиков могут только расти, а никак не наоборот. Безусловно, такие выводы крайне неутешительны. Настроения людей показывают происходившие в течение последнего года митинга протеста, иногда спонтанные, иногда организованные».


В апреле 2002 года президентом Ингушетии был избран Мурат Зязиков. До этого республику десять лет возглавлял Руслан Аушев. В докладе о нарушениях прав человека в Ингушетии не проводились параллели с деятельностью руководителей республики. Однако уполномоченный по правам человека Республики Ингушетии Карим-Султан Кокурхаев усмотрел временную привязку. Попросив слова на пресс-конференции, Кокурхаев заявил, что и при президенте Аушеве были похищения людей: «А вы посмотрите интернет-материалы 2001 года, посмотрите, какая критика идет в адрес тогдашнего президента, о котором сейчас говорят, что его надо выбрать снова. Давайте говорить о ситуации не с 2002 года, а до этого. На сегодняшний день в течение всех этих шести месяцев 2008 года не было у нас ни одного похищения. За исключением одного случая, когда в связи с криминальными разборками одного человека утащили, и потом его отпустили. В целом общая преступность по республике снизилась более чем на 6%».


Уполномоченный по правам человека Ингушетии обвинил правозащитников в предвзятости. Татьяна Локшина заметила, что при подготовке доклада правозащитная организация Human Rights Watch использовала и официальную информацию: «Мы благодарны уполномоченному по правам человека республики Ингушетия за это его выступление. Если бы мы заранее знали, что представители республики Ингушетия будут в этот день находиться в Москве, то мы, безусловно, сделали бы официальное приглашение. Что касается официальной позиции властей Ингушетии, я бы хотела еще раз подчеркнуть, что та информация, которую сообщили нам и президента Зязиков, и уполномоченный по правам человека, и министр внутренних дел, и прокурор республики, включена в данный доклад».


Международная правозащитная организация Human Rights Watch выработала рекомендации правительству Российской Федерации, Совету Европы и международным партнерам России. Правительству России правозащитники порекомендовали немедленно прекратить практику внесудебных казней, насильственных исчезновений, похищений и других нарушений со стороны силовых структур.


XS
SM
MD
LG