Ссылки для упрощенного доступа

Борьба с коррупцией: «контролирующие органы должны отчитываться перед обществом»


Бизнесмены признают, что им легче дать взятку чиновнику, чем разбираться с проблемой по закону
Бизнесмены признают, что им легче дать взятку чиновнику, чем разбираться с проблемой по закону

Представители малого и среднего бизнеса разработали свой план по борьбе с коррупцией. Накануне его представила руководитель компании СОФЭКС Яна Яковлева, которая сама пострадала от коррупции и стала инициатором создания организации «Бизнес-Солидарность». Главные требования бизнесменов, адресованные властям, – не только налоговые льготы, но и более вдумчивое применение уголовных статей за административные правонарушения.


Яна Яковлева - одна из фигуранток нашумевшего «Дела химиков». Ее компания занималась торговлей химическими веществами, в том числе, этиловым спиртом. Госнарконтроль возбудил против Яковлевой и ее коллеги Александра Процкого уголовные дела за незаконный оборот сильнодействующих веществ. Пока адвокаты доказывали, что этиловый спирт – это не наркотик, Процкий и Яковлева находились в СИЗО. После семимесячного заключения Яна Яковлева вышла на свободу, как она говорит, во многом благодаря поддержке ее коллег-бизнесменов из химической отрасли.


Ситуацию, в которую попала Яна Яковлева, бизнесмены называют самой банальной. Обычно за то, чтобы не возбуждать уголовные дела, сотрудники правоохранительных органов требуют заплатить взятку. Поэтому Яна Яковлева призывает российских бизнесменов бороться за свои права по закону и взяток не давать, и надеется, что ее история – а ее все же оправдали и отпустили на свободу – послужит хорошим примером:


«План по борьбе с коррупцией короткий. Он составлен на основе мнения предпринимателей. Очень важны моратории на проверки (хотя бы годовые) малого и среднего бизнеса контролирующими органами. Это то, что душит бизнес сразу же. Реализация решений Конституционного суда о не переводе административных дел в уголовные, то есть это та схема, которая сейчас часто применяется и используется, то, чего бизнес боится достаточно сильно. И безналоговый период для старта бизнеса, то есть нулевой налог, как угодно, для того чтобы дать предприятию развиться.
Все контролирующие, силовые и правоохранительные ведомства должны публично отчитываться перед обществом и бизнесом. Тогда и общество, и бизнес сможет прокомментировать их успехи и достижения».


Большинство россиян не верит в то что коррупцию победить возможно, потому что обычные люди решают свои большие и маленькие проблемы при помощи конвертов с деньгами, коньяка, шоколада и так далее. Так и в бизнесе. Руководитель высшей школы экономики Евгений Ясин рассказывает, что в личных беседах его студенты – бизнесмены, повышающие квалификацию, - часто признаются - им легче дать взятку чиновнику, чем разбираться со своей проблемой по закону. Вот когда люди пойдут более сложным путем, считает экономист, тогда, возможно, уровень коррупции снизится:


«Общество само должно воспринимать коррупцию, как неприемлемое явление. Вы можете изменить какие-то институты. Слав богу, законы у нас меняются то в одну сторону, то в другую. На общественную жизнь это особо никак не влияет. Но если общество начинает думать иначе, то тогда ситуация начинает меняться. Во всяком случае, я сошлюсь на исследования, которые в свое время делал Георгий Александрович Сатаров. Он обратил внимание на то, что восприятие коррупции стало гораздо менее терпимым внизу. Но масштаб коррупции не уменьшился. Он ушел наверх. Там, наоборот, он во много раз возрос. Сам по себе процесс нетерпимости коррупции - это есть основа основ».

А еще Евгений Ясин признался, что 80% выпускников Высшей школы экономики мечтают стать чиновниками, тогда как американские студенты экономических ВУЗов хотят создавать свой бизнес. И это тоже показатель того, насколько некомфортно в России предпринимателям. Организация «Бизнес-солидарность» отправляет свой план по борьбе с коррупцией президенту Дмитрию Медведеву в ответ на его выступление по этой теме.


XS
SM
MD
LG