Ссылки для упрощенного доступа

Участие оппозиции в парламентских выборах в Белоруссии


Ирина Лагунина: 24 июня в Белоруссии началась кампания по выборам депутатов республиканского парламента. Накануне этой даты оппозиционные силы попытались выработать совместную стратегию, и большая часть оппозиционных организаций приняла решение об участии в кампании, оговорив специально, что финальную ее стадию из-за предполагаемых нарушений со стороны власти, скорее всего, придется бойкотировать. С представителями белорусской оппозиции и политологами беседовал мой коллега Андрей Бабицкий.



Андрей Бабицкий: Лидер партии коммунистов Белоруссии Сергей Калякин излагает те принципы, на которых базируется стратегия объединенной демократической оппозиции.



Сергей Калякин: Что касается позиции партии, то она соответствует общей позиции, которую выработали 14 политических партий республики Беларусь, которые входят в состав объединенных демократических сил. Позиция заключается в том, что мы принимаем участие в выборах, понимая, что эти выборы не совсем демократические будут. Мы определили нашу позицию, при которой можем признать результаты выборов. Во-первых, это включение в состав избирательных комиссий хотя бы по одному представителю от демократической оппозиции. Второе – это беспрепятственная регистрация согласно законам наших кандидатов. Третья позиция – это не преследование сторонников оппозиции, которые будут вести агитацию за своих кандидатов. И наконец, последняя позиция – это доступ наших отечественных наблюдателей на избирательные участки во время подсчетов голосов с таким порядком, чтобы они могли видеть реально, что считают комиссии и могли реально удостовериться в том, что есть в избирательных бюллетенях. Вот эти минимальные позиции, при их соблюдении мы считаем, что признаем выборы и рекомендуем международному сообществу так же в этом случае выборы признать. Если этого не будет - это говорит о том, что власть не хочет признавать прозрачные выборы, что она делает корпоративные комиссии, которыми можно управлять. Если власть не зарегистрирует кандидатов от оппозиции - это будет говорить о том, что выборов как таковых нет, а власть будет осуществлять выборы среди своих кандидатов. Если будут преследоваться, а преследуются путем увольнения с работы, увольнения с учебы, штрафы, посадки во временное содержание в изоляторы и так далее, в этом случае говорить о том, что это выборы, тоже не приходится.



Андрей Бабицкий: Белорусская власть сегодня говорит политолог Александр Класковский пытается заключить своего рода перемирие с западным миром и продемонстрировать политический прогресс, ослабление контроля за процессами в обществе. Поэтому в ходе предстоящей кампании следует ожидать каких-то демонстративных жестов со стороны Александра Лукашенко.



Александр Класковский: Несомненно, белорусские власти в большей степени заинтересованы, чтобы Запад, если не похлопал в ладоши, то не сказал, что это абсолютно мрачные, недемократичные, непрозрачные выборы. То есть заработать более-менее приемлемую оценку этих выборов и соответствовать перебросить мостик на Запад. Тут понятно, тяжелая ситуация, между двух огней, Россия давит, энергоносители, цены, латентная политическая давление, все это вынуждает искать какой-то минимум взаимопонимания с Западом и поэтому во время нынешней кампании будут использоваться декоративные элементы, рассчитанные на то, чтобы ублажить западный глаз. Например, несколько оппозиционеров собираются с правом совещательного голоса включить в состав Центральной избирательной комиссии. Понятно, что они там погоды не сделают. И в принципе власть рассчитывает провести кампанию по своему привычному сценарию, который называется элегантной победой.



Андрей Бабицкий: По словам Сергея Калякина, участие в выборах предоставляет оппозиции такие возможности для агитации, которых она лишена в условиях отсутствия в стране демократических институций.



Сергей Калякин: Вы знаете, у нас спортивный год в этом году, для россиян я бы мог такой пример привести – это то же самое, что сборная Россия по футболу начала говорить, что в связи с тем, что предвзятое судейство бывает во время футбольных матчей к российским футболистам, поэтому м участвовать не будем, потому что нам ничего не светит. И в результате ничего и не светило российской сборной. Но участие всегда дает возможность отслеживать процесс в реальном плане и добиваться тогда, когда есть возможность чего-то добиваться, а отказаться всегда возможно. Что касается идеи бойкота, она нереализуема. Во-первых, бойкот законодательно запрещен, поэтому вы не сможете агитировать за бойкот избирателей. Второе: при отсутствии средств массовой информации о том, что вы бойкотируете выборы, узнаете вы и еще некоторые ваши сторонники, что тоже не повлияет в целом на общественное сознание избирателей. И поэтому бойкот просто ведет к тому, что люди политически активные ложатся на диван, пьют пиво и наблюдают за тем, что происходит. Я считаю и не только я, мои коллеги считают, что это неправильная позиция. Дело в том, что выборы имеют две стороны медали, одна из них - это то, что путем агитации среди избирателей мы можем привлечь на свою сторону и обратить в своих сторонников. То, как будут считать голоса – это неважно. Важна наша позиция, то, что мы доносим избирателям, насколько они поверят в то, что мы им предлагаем. А вторая сторона медали – это получим мы мандаты или нет. Так вот мандаты мы скорее всего не получим, но в ходе выборов мы сможем сделать немножко другой нашу страну в сознании наших людей и тем самым крепить свои позиции в обществе и иметь успехи в будущем. Отсутствие такого диалога и работы с избирателем, что предполагает бойкот, просто выбрасывает нас на обочину политической жизни и ничего не дает демократическим силам.



Андрей Бабицкий: Позиция христианских демократов Белоруссии несколько жестче. Их лидер Павел Северинец называет стратегию своей партии на выборах отложенным бойкотом.



Павел Северинец: Выборов как таковых в сегодняшней Белоруссии нет, полностью монополизированы государством средства массовой информации, репрессии, недопущения представителей политических партий в составы избирательных комиссий и практически готовый список депутатов, который лежит на столе у Лукашенко. В этих условиях участвовать в выборах как в полноценной кампании не имеет смысла. Поэтому мы, христианские демократы, будем собирать подписи, разговаривать с людьми, выдвигать кандидатов, но только для того, чтобы работать с нашими избирателями. Скорее всего за пять дней до начала голосования, когда у нас практикуется массовое принудительное досрочное голосование, мы будем снимать своих кандидатов.



Андрей Бабицкий: Стратегия оппозиции попытаться навязать власти свой стиль во время предвыборной кампании. Но общество, говорит политолог Александр Класковский, едва ли сумеет оценить эти усилия.



Александр Класковский: Оппозиционные силы свою стратегию какую-то выработали, как они говорят, провокационную стратегию, то есть не быть какими-то статистами для легитимации этих выборов, а постараться навязать свою игру, постараться во всяком случае если не победить – это, конечно, нереально, то показать Западу: смотрите, эта власть нисколько не изменилась. Так вот, я думаю, трудно будет оппозиции, потому что само общество белорусское деполитизировано - это сделано умышленно. И эту кампанию, как и все предыдущие, власти стараются, говоря компьютерным языком, минимизировать в системный лоток, чтобы обыватель не заметил. Он придет, конечно, по советской привычке, бросит в урну бюллетень, но если через неделю его спросишь, то он скорее вспомнит, какого сорта было дешевое пиво на этом участке, чем какие фамилии были в бюллетенях.



Андрей Бабицкий: По мнению Александра Класковского, демократизация режима у Лукашенко невозможна, поскольку вся структура власти сформирована по жестко авторитарному типу.



Александр Класковский: Скорее власть мимикрирует, потому что трудно, вообще дискуссионный вопрос, способна ли белорусская власть, вот такой жесткий каркас авторитарной системы как-то эволюционировать. Во-первых, если смотреть шире, сам парламент его полномочия урезаны до нельзя. В общем-то он штампует законы, которые даже не готовятся в парламенте, а все это пишет законопроектный центр при президенте республики Беларусь. То есть они поднимают руки и подмахивают эти законодательные акты. Если еще шире смотреть, то в принципе нет базовых условий, в политическом плане Белоруссия - это край болот, это политическая Сахара вместе с тем. Потому что здесь на протяжении ряда лет все методично выжигалось, что касается оппозиционных партий, третьего сектора. И поэтому сейчас, когда белорусские партии делают широкий жест, говорят: а вот пусть приезжают сколько угодно наблюдателей. Вопрос в том, за чем наблюдать? Потому что надо, чтобы свой гумус политический вырос, были какие-то базовые условия для полнокровной альтернативной борьбы. Сейчас всего этого нет.



Андрей Бабицкий: Павел Северинец также не думает, что Лукашенко всерьез намерен делиться властью. Поэтому уже сейчас его партия планирует акцию протеста на следующий же день после выборов.



Павел Северинец: Грубо говоря, разводил десять лет Россию, сейчас пробует разводить Запад именно таким способом, показывая, что у нас есть либеральные подвижки, освобождаются политзаключенные, хотя в то же время других сажают. И мы понимаем прекрасно, что это игра с целью получить выгоду. На европейско-российских или американо-европейских сложностях Лукашенко всегда играет и почти всегда успешно. Поэтому у нас остается один путь: 28 сентября назначены выборы, 29, на следующий день мы выходим на массовую акцию протеста против фальсификации выборов.



Андрей Бабицкий: Ну а пока оппозиция вступила в предвыборную кампанию. Лидер коммунистов Сергей Калякин.



Сергей Калякин: Пока мы в выборах участвуем, начинается первый этап и началась избирательная кампания. Она начинается с формирования окружных избирательных комиссий. Вот буквально в эти выходные большинство политических партий проведут выдвижение своих представителей в состав окружных комиссий. И мы посмотрим, в середине июля будет ясно, будут включены эти представителя в состав избирательных комиссий или не будут включены. Мы сделаем первые выводы. Затем начнется процесс выдвижения кандидатов. И так далее по каждому этапу. Если ничего не будет соблюдаться, то возможно, что в конце избирательной кампании будут сняты все кандидаты от оппозиции общим решением. Мы тем самым дадим сигнал избирателям, что выборов в республике Беларусь нет и это не выборы.


XS
SM
MD
LG