Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Любовь Чижова.
Александр Гостев : Архиерейский Собор Русской православной церкви в Москве лишил сана епископа Чукотского и Анадырского Диомида "за раскольничество и непослушание священноначалию" (такова формулировка).
Решение Собора не вступит в силу, если Диомид покается. Сторонники опального епископа, накануне подравшиеся с представителями движения «Наши», называют решение Собора «бесчестным и бесчеловечным», а также унижающим Чукотку. Над этой темой сегодня работала корреспондент Радио Свобода Любовь Чижова.
Любовь Чижова : Епископ Чукотский и Анадырский Диомид известен как один из самых яростных критиков Русской православной церкви. Он и его сторонники призывают РПЦ к изоляции и отказу от диалога с властями, протестуют против введения ИНН и паспортов нового образца, а также хотят запретить мобильную связь. Интересно, что большая часть воззваний Диомида распространяется через интернет. Сторонники епископа представляют самую, наверное, консервативную часть православных. Именно они громили выставки в Сахаровском центре, приходили бить участников гей-парада в Москве, а накануне подрались с представителями прокремлевского движения «Наши». Его активисты провели акцию в поддержку священноначалия и Патриарха Алексия II . Диомида приглашали на Собор, но он не приехал, сославшись на болезнь. Тогда решение о лишении сана условно приняли без него. Позицию Архирейского Собора Русской православной церкви, безусловно, разделяет профессор Московской духовной академии, отец Андрей Кураев.
Андрей Кураев : Дело в том, что уже в течение почти 20 лет предпринимаются довольно систематические усилия по расколу церкви, причем, достаточно тонкие усилия. То есть для того, чтобы спровоцировать массовый раскол в России для этого надо его вести под лозунгами крайне правыми - в попытке реформы. Наблюденчество здесь, скорее, не получает поддержки. Зато, напротив, например, раскол XVII века показывает, что им надо клясться в верности старине, и тогда есть надежда на то, что какая-то народная толща тебя расслышит. Но для того, чтобы так настроенных людей все же настроить на раскол, для этого нужно еще пустить в массы идею о том, что сейчас последние времена и время Антихриста пришло. Вот, я думаю, что последней каплей, которая переполнила меру терпения патриархии, была история с пензенскими закопанцами. Стало понятно, что это не просто уже какие-то внутрицерковные дискуссии, это не просто какие-то странности мировосприятия у тех или иных церковных людей, а эти странности могут ломать реальные человеческие жизни и судьбы. Два трупа, в конце концов.
Любовь Чижова : Поведение епископа Диомида и его сторонников, как в эту концепцию вписывается?
Андрей Кураев : Они же, собственно говоря, и были в авангарде тех, кто пугал людей, по сути, выгонял их из городов и загонял в пещеры. Потому что именно они создавали такого рода атмосферу тотального недоверия внутри самой церкви.
Любовь Чижова : Вы поддерживаете решение Русской православной церкви?
Андрей Кураев : Конечно. Я был бы рад, если такого рода решения были приняты еще раньше лет на 10. Но тогда и не было еще таких епископов, которые с этих позиций выступали бы.
Любовь Чижова : Епископа Диомида лишили сана с одной оговоркой, "если он не раскается". Как вы думаете, он раскается?
Андрей Кураев : Я надеюсь, что - да. Потому что все-таки он хороший человек, любящий церковь, православный. Я думаю, что когда он поймет, что тут выбор между игрой в политиканство и пребывание в его собственной церкви, православной церкви, я надеюсь, что он сможет сделать правильный выбор.
Любовь Чижова : А то, что это решение было принято в отсутствие епископа Диомида, вас не смущает?
Андрей Кураев : Он сам не пожелал приехать. Потом опять же - это решение как-то до конца не принято.
Любовь Чижова : Говорил отец Андрей Кураев. Историк религии, доцент центра сравнительного изучения религии РГГУ Борис Фаликов думает, что лишение сана епископа Диомида, пока условное, не приведет к расколу Русской православной церкви.
Борис Фаликов : Во всем это деле есть еще один любопытный поворот. Дело в том, что среди всех этих заявлений епископа Диомида, довольно странных и диковинных для светского сознания, например, он призывал отказаться от мобильников, то есть как бы совершенно не принимал современность ни в каких проявлениях, там содержалась и одна довольно здравая идея о необходимости того, чтобы все-таки был создан Поместный собор. Потому что в церкви преобладает, если так можно выразиться, управленческая вертикаль - все решается Архиерейским Собором. Простые клирики и миряне во всем этом участия не принимают, то есть тут он как бы говорил о необходимости такой внутрицерковной демократии. Но мне кажется, что к каким-то серьезным расколам внутри церкви все это не приведет.
Любовь Чижова : Это было мнение религиоведа Бориса Фаликова. Вот что говорит о лишении сана епископа Диомида мой коллега, ведущий программы «С христианской точки зрения» Яков Кротов.
Яков Кротов : Лишение сана Архиерейским Собором событие печальное, прежде всего, подтверждающее то, что антиправовое сознание глубоко проникло даже в церковь. Судить епископа без его присутствия запрещено церковными канонами всеми. Архиерейский Собор грубо нарушил каноническое право, которое не отдельное для Русской церкви Московского патриархата, а общее для всей Вселенской православной церкви. Это если по закону.
А если по сути, ну тоже. За что лишать сана? У человека свои взгляды, довольно, крайние. Он просто сказал то, что думает. Я уверен, что большинство членов Архиерейского Собора антисемиты, большинство из них монархисты, большинство ненавидит современный мир. Только они молчат и делают карьеру. В этом смысле лишение сана епископа Диомида это вовсе не позитивный знак, не победа каких-то прогрессивных сил над мракобесом, а просто очередной шаг по пути превращения, к сожалению, части русского православия, возглавляемой этими архиереями, в такое православие, конечно, и христианство немножко брежневского типа - то есть думай, что хочешь, только не вылезай. Кончается это трагично не всегда для структуры, но всегда для отдельных носителей такой психологии.
Это событие на состояние Русской православной церкви Московского патриархата (я напоминаю, что это далеко не вся Русская православная церковь, а только самая богатая ее часть) не отразится никак. Потому что, собственно, там жизни-то нет. Те, кто поддерживает Диомида, они формально не члены Русской православной церкви. Фиксированного членства нет. В любой момент те ростки оппозиции - хоть правой, хоть левой - могут быть снесены, и будут снесены. Тогда, может быть, сейчас какие-то остатки перестроечной свободы, когда были и правые, и левые, а впереди 1933, 1937. Потому что не за то боролись. Надо было бороться за свободу, а не за величие России.
Любовь Чижова : Сторонники епископа Диомида, не согласные с решение Архиерейского Собора, выразили свой протест. Они организовали так называемые «молитвенные стояния» у Храма Христа Спасителя. В них участвуют, в основном, пожилые женщины. Они стоят с хоругвями и иконами, поют «Царю небесный» и осеняют прохожих крестными знамениями. До этого сторонники Диомида ворвались на пресс-конференцию по итогам работы Собора и кричали, что владыка Диомид - истинный пастырь.