Программу ведет Дмитрий Волчек. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович.
Дмитрий Волчек : В Ханты-Мансийске сегодня завершился саммит Россия-ЕС. Обсуждались вопросы энергобезопасности и состояние мировой экономики, была достигнута договоренность о том, что переговоры о новом партнерском соглашении между Россией и Евросоюзом начнутся в Брюсселе 4 июля. За ходом саммита следил корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович.
Данила Гальперович : Вышедшие после переговоров к журналистам Дмитрий Медведев и члены евротройки, похвалили Ханты-Мансийск за приятные впечатления, полученные накануне, и объявили о том, что главная цель саммита достигнута - работа над текстом нового соглашения начинается. Журналистам об этом рассказал Дмитрий Медведев.
Дмитрий Медведев : Одной из важнейших тем, активно обсуждавшихся все последнее время, стал вопрос о заключении нового базового соглашения Россия-ЕС. Сегодня мы официально объявляем о начале полномасштабных переговоров по выработке нового соглашения, разумеется, с учетом необходимости завершения Евросоюзом ряда внутренних процедур. Будущее соглашение - инструмент реального сближения России и Евросоюза. Оно должно строиться на принципах равноправия, прагматизма, уважения интересов сторон и, естественно, общности подходов к ключевым проблемам безопасности. Отмечу, что оно призвано стать основой стратегического партнерства между Россией и Евросоюзом на длительную перспективу. Первый раунд переговоров состоится 4 июля в Брюсселе. А сегодня мы подтвердили, что наши позиции, согласованные еще в Сочи в мае 2006 года, остались прежними. Новое соглашение будет достаточно кратким, рамочным, без чрезмерной детализации. Акцент в нем будет сделан на стратегическом характере наших отношений. При этом документ будет дополнен системой так называемых секторальных соглашений.
Данила Гальперович : Президент России фактически упрекнул европейцев в том, что в некоторых странах Европы злоупотребляют евросолидарностью и не вполне однозначно воспринимают итоги Второй мировой войны.
Дмитрий Медведев : С нашей точки зрения очень тревожной тенденцией стало превращение евросолидарности в инструмент решения двусторонних проблем отдельных стран-членов Евросоюза. Нас по-прежнему беспокоит положение с правами наших соотечественников в Латвии и Эстонии, недопустимо мягкое отношение к попыткам героизации пособников нацистов, стремление переписать отдельные страницы истории Европы ХХ века. Мы это обсуждали и нашли здесь полное взаимопонимание. В целом настораживает тенденция и выборочного подхода к нашей общей истории. Здесь нельзя забывать, что благосостояние Европы, а порой и просто существование отдельных государств, стали возможными лишь благодаря огромным жертвам народов Советского Союза и других европейских народов. В этом смысле победа над фашизмом является нашим общим духовно-нравственным достоянием. Попытки осквернить память о ней и доброе имя воинов-освободителей категорически недопустимы.
Данила Гальперович : Глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу в ответном слове еще раз подчеркнул энергозависимость Европы от России.
Жозе Мануэл Баррозу : Энергоресурсы составляют по стоимости две трети нашего импорта из России. Поэтому ясно одно – Россия остается главным поставщиком энергоресурсов в Европу, а Европа остается для России в этом смысле главным потребителем.
Данила Гальперович : Но после протокольного обозначения роли России для Европы, Жозе Мануэл Баррозу счел нужным ответить на критику Дмитрия Медведева по поводу легкого отношения к нацизму. По словам председателя Еврокомиссии, что касается исторического ревизионизма и отношения к нацизму и фашизму, то Евросоюз против любых форм тоталитаризма. Поэтому, когда Европа отвергает тоталитаризм, в том числе, советский тоталитаризм, это не значит, что это выступление против России. Это, наоборот, заявление в пользу демократии. И Европа признает тот вклад, который Россия, а в то время Советский Союз, внес в борьбу с нацизмом. «Мы говорим сейчас, - добавил глава Еврокомиссии, - об отношениях Евросоюза с современной Россией, и считаем, что Россия может разделять те же самые ценности, что важны и для ЕС".
Кроме того, Жозе Мануэл Баррозу заметил большее уважение к закону (то, о чем неоднократно говорил президент Медведев) поможет России и Евросоюзу вести более конструктивный диалог в области прав человека и свободы прессы. Но, на самом деле, ценностные и институциональные расхождения – это как раз то, что будет мешать России договариваться с Европой, независимо от улыбок на саммитах. Так считает президент Московского центра Карнеги Николай Петров.
Николай Петров : Конечно, есть очень серьезные ценностные различия. Я бы сказал, что они не столько имманентны той и другой стороне, сколько связаны с существенной разницей в политических системах. Разница, в первую очередь, заключается в том, что те правительства подотчетны своим гражданам и, действительно, каждый раз думают о том, как их действия и заявления будут восприняты гражданами. В этом отношении у них гораздо более связаны руки. Это издержки или наоборот преимущества демократии, которая есть в странах Евросоюза при всех различиях между этими странами, которой сейчас нет у нас. В этом смысле нам гораздо проще иметь дело в качестве партнера по переговорам с режимами, близкими к нам по организации, то есть не подотчетными гражданам, такими полуавторитарными, где как лидер сказал, так оно и будет. И любые ссылки на общественное мнение - это несерьезно, это не отражает реальной ситуации.
Данила Гальперович : С другой стороны, по мнению Николая Петрова, в недоступных глазах публике коридорах саммита могло произойти много важного.
Николай Петров : Вполне возможно, что достигнуты гораздо более серьезные и важные результаты, но результаты не на уровне каких-то конкретных политических договоренностей, а на уровне завязывания и поддержания контактов между руководством России и руководством ЕС. Если это так, то мы увидим в ближайшем будущем уже какие-то более конкретные результаты этого сотрудничества.
Данила Гальперович : Косвенно предположение эксперта центра Карнеги подтвердил торговый представитель ЕС Питер Мендельсон. А уж он-то умеет отличить содержательный разговор от пустого.
Питер Мендельсон : Я думаю, что саммит был успешным не только по формальным оценкам и из-за запуска переговоров по новому соглашению между ЕС и Россией, но и неформально дискуссия была качественной. Это было не просто повторение ранее заявленных позиций, но откровенная настоящая беседа.
Данила Гальперович : Вообще же впечатление от саммита у многих наблюдателей двоякое. В личных встречах с членами евротройки Дмитрий Медведев был улыбчив и любезен, в заявлениях жесток. И у тех, кто следил за этими разностями в поведении президента России, складывалось впечатление – иногда Дмитрий Медведев словно вынужден кому-то показывать, что он не мягче, чем его предшественник.