Ссылки для упрощенного доступа

Вступили в силу новые поправки в Кодекс об административных правонарушениях


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Ольга Вахоничева.



Кирилл Кобрин: С сегодняшнего дня в стране вступили в силу новые поправки в Кодекс об административных правонарушениях, касающиеся правил дорожного движения. Документ ужесточает ответственность водителей за различные нарушения на дорогах. Правозащитники и водители неоднозначно оценивают нововведения. Вице-председатель Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский считает, что поправки противоречат сразу нескольким статьям российской Конституции.



Ольга Вахоничева: Часть нововведений в Кодекс об административных правонарушениях, касающихся правил дорожного движения, действует на территории России без малого год. И вот с 1 июля вступил в силу очередной блок поправок. Адвокат, вице-председатель Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский поправки в закон, ужесточающие наказание за нарушение правил дорожного движения, называет «драконовским». К его авторам - Владимиру Плигину, Александру Москальцу и Александру Харитонову, пробившим в Думе этот документ, у Ольшанского серьезные претензии.



Леонид Ольшанский: Все партии и движения били через прессу, как угодно, Плигина, Москальца, Харитонова, что репрессии драконовские, антиконституционные поправки. Они схитрили, и все свои поправки разделили на три группы. Вот те репрессии, которые были введены, можно говорить, что они необъективные, что они нарушают принцип социальной справедливости. Что это такое? Штраф подняли до 5 тысяч рублей. А 5 тысяч рублей - это максимальная пенсия, это средняя зарплата врача или учителя в российской глубинке.



Ольга Вахоничева: Лидер российского движения автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков оценивает новый документ не так однозначно.



Вячеслав Лысаков: Они достаточно сбалансированные поправки, они достаточно адекватные, они иногда противоречивые. Но я могу сказать, что в дальнейшем надо ужесточать ответственность водителей, которые садятся пьяными за руль, вплоть до уголовной ответственности, так как отягчающие вину. Что касается других статей, то они, повторяю, неоднозначны, и однозначно нельзя оценить их ни со знаком плюс, ни со знаком минус. Я все-таки не могу сказать, что эта система была продумана и аргументирована, потому что одним ужесточением наказания мы ничего не добьемся. Вот неотвратимостью наказания мы можем все-таки навести порядок на дорогах, но, опять же, остается вопрос, все ли будут отвечать по тем нарушениям, которые фото- и видеокамеры зафиксируют, и только владельцы личных машин.



Ольга Вахоничева: Речь идет о камерах видеонаблюдения, которые устанавливаются над трассой. Запись, сделанная приборами фото- и видеофиксации, является автоматическим доказательством того, что водитель нарушил правила дорожного движения. По мнению адвоката Ольшанского, в данном случае нарушается принцип презумпции невиновности.



Леонид Ольшанский: Во всех странах мира органы правоохранительные, следователь, суд, прокуратура, полиция, милиция должны доказать вину, гражданин не должен оправдываться, а сомнения трактуются в пользу обвиняемого. Поправки Плигина, Москальца, Харитонова и Васильева, что гласят? Что во всех сферах жизни - и в уголовной, и в административной - презумпция невиновности остается, а ликвидируется только на дороге и только тогда, когда камера засняла удаляющийся автомобиль. Грубо нарушают Конституцию. Ответственность возлагается на заведомо невиновного - собственника. А кто у нас собственник? Это очень часто инвалид войны, ветеран труда. Собственник очень часто юридическое лицо - завод, фабрика.



Ольга Вахоничева: В отличие от коллег из других правозащитных организаций, лидер движения автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков запись правонарушений видеокамерами не считает посягательством на права человека.



Вячеслав Лысаков: Единственный способ обезличенно, объективно зафиксировать нарушение правил дорожного движения, исключить субъективный фактор, то есть влияние настроение инспектора дорожно-патрульной службы или его желание заработать на вашей ошибке, действительной или мнимой ошибке. Поэтому такой объективный способ фиксации административных правонарушений, несомненно, является прогрессом, я надеюсь, уменьшит коррупционную составляющую в работе дорожно-патрульной службы, в достаточно непростых отношениях между водителем и инспектором дорожно-патрульной службы.



Ольга Вахоничева: А вот непомерно возросшие штрафы правозащитник Лысаков тоже не одобряет. По его мнению, без реформы системы ГИБДД подобная мера приведет к росту взяток.



Вячеслав Лысаков: Во-первых, эту службу выделить в отдельную федеральную службу либо создать вообще министерство безопасности дорожного движения. Потому что сейчас ГАИ одновременно подчиняется по вертикали департаменту собственному и на местах подчиняется милиции общественной безопасности, являясь частью милиции, то есть частью, скажем так, карательной системы. Поэтому, не создав условий для автономной, самостоятельной работы этой службы, не создав для личного состава социального пакета, возможности получать хорошую зарплату, пенсию, получать кредиты на жилье, то есть заинтересовать людей в их работе и сделать так, чтобы сотрудники боялись брать взятки, чтобы им было невыгодно брать взятки, вот без создания таких условиях и без замены критериев работы, без такой перестройки, без реформы системы повышать штрафы значительно - это значит повышать, в том числе уровень взяток, поскольку российские водители, к сожалению, склонны решать вопрос на месте, предлагая соответствующую мзду для того, чтобы правонарушение не засчитывалось. Ну и часть инспекторов ведет себя соответствующим образом, что вымогает практически взятки не только за нарушения, но и потому, что им хочется кушать, они оставлены на прокорм, они вынуждены работать, зарабатывая полосатой палочкой на собственное существование, существование собственных семей.



Ольга Вахоничева: Вообще, все то, что сейчас происходит на дорогах и как законодательно построены отношения водителя и сотрудника ГИБДД в большинстве своем незаконно, уверен правозащитник Леонид Ольшанский.



Леонид Ольшанский: Статьи неуплаты на парковке нет, значит, парковка незаконна. Эвакуатор, вот как сейчас он есть, незаконно. Платный въезд хотят сделать в центр - незаконно, поэтому и бояться его сделать. Снос "ракушек" без решения суда происходит - незаконно, по Конституции только через суд. У нас в отношении водителей 80 процентов деяний нарушают Конституцию.



Ольга Вахоничева: Что же делать водителям в условиях регулярного ужесточения ответственности за любое нарушение правил дорожного движения, в условиях непомерно растущих штрафов и взяток? Жаловаться на неправомочные действия сотрудников ГИБДД, советует Вячеслав Лысаков.



Вячеслав Лысаков: Я, во-первых, советую все-таки не нарушать правила дорожного движения, хотя причиной 30 процентов всех аварий является совершенно безобразное состояние наших российских дорог. Поэтому здесь от одного поведения водителей не все зависит. Но я посоветовал так же, вы знаете, приобретать по возможности системы так называемого видеофиксатора, системы видеонаблюдения, которые ставят на машины и записывают весь процесс передвижения, все, что творится перед машиной, записывают время и так далее, и так далее. Это тоже вещь очень полезная, когда бывает конфликтная ситуация. Водители не просто обсуждали какие-то нарушения со стороны даже инспекторов дорожно-патрульной службы, а в случае, если они считают свою правоту, обращались в соответствующие дежурные части, в соответствующие интернет-порталы, которые в этом регламенте оговорены. Если будут массовые заявления, жалобы на неправомочные действия сотрудника дорожно-патрульной службы и если водители не будут сами давать взятки, то и уровень, конечно, коррупционный значительно снизится.



Ольга Вахоничева: По словам Вячеслава Лысакова, регулировать работу инспекторов ДПС будет регламент, который в скором времени подпишет министр внутренних дел России Рашид Нургалиев.


XS
SM
MD
LG