Ссылки для упрощенного доступа

"Кому-то очень нужно, чтобы киллер или оказался мертвым, или недоступным"


Анна Политковская. 2004. Фото Мумина Шакирова
Анна Политковская. 2004. Фото Мумина Шакирова

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Вероника Боде.

Андрей Шарый: Сегодня глава Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации Александр Бастрыкин заявил о том, что российские правоохранительные органы располагают данными о том, в какой западноевропейской стране скрывается непосредственный исполнитель убийства обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской. Источники в прокуратуре назвали страну - Бельгия. О том, как отреагировали на такие заявления коллеги убитой журналистки и правозащитники, рассказывает Вероника Боде.

Вероника Боде: Главный редактор "Новой газеты" Дмитрий Муратов считает, что есть силы, заинтересованные в том, чтобы дело об убийстве Анны Политковской не было раскрыто.

Дмитрий Муратов: Я могу сказать абсолютно определенно, это одиннадцатая утечка из материалов дела. У меня нет никаких претензий к Бастрыкину, когда он говорит, что человек находится где-то в Европе. Но когда из прокурорских рядов течет информация, что киллер находится в Бельгии, для меня это абсолютно явное, прямое указание киллеру, чтобы он быстро оттуда сматывался. Это кому-то очень нужно, чтобы киллер или оказался мертвым, или непостижимо недоступным. Ничего другого за этим нет. Наши адвокаты сейчас формулируют нашу позицию по этому делу. Мы будем требовать материалов служебной проверки, а в лучшем случае возбуждения уголовного преследования в отношении тех людей, которые допускают, еще раз повторяю, это уже одиннадцатая утечка по делу.

Вероника Боде: Дмитрий, а вообще ход расследования этого дела, какие чувства, мысли у вас вызывает?

Дмитрий Муратов: Мне нравится, как работает следственная бригада Гарибяна. Мы работаем в плотном контакте с прокуратурой, со следственным комитетом. Я могу сказать, что специальные службы делают все, чтобы это дело развалить с помощью этих утечек. Что генерал ФСБ Купряжкин, начальник управления собственной безопасности, назвавший фамилию одного из фигурантов дела, что секретарь Московского городского суда Анна Усачева, которая огласила фамилии всех задержанных до того, как были проведены следственно-оперативные мероприятия - все это наталкивает меня на убедительные выводы в пользу того, что агенты, повсюду следы которых в этом деле обнаруживаются, делают все, чтобы это преступление было не раскрыто.

Вероника Боде: А вот как оценивает последнее заявление главы следственного комитета Александра Бастрыкина по делу об убийстве Анны Политковской Алексей Симонов, президент Фонда защиты гласности.

Алексей Симонов: Я думаю, что страсть быстро отрапортовать у нас развивается по мере движения человека к потолку своего чиновного роста. Скажем, если спросить у следователей, вряд ли они разделяют эту точку зрения господина Бастрыкина. Мне ближе точка зрения газеты, которая считает, что всякое рассуждение о возможных убийцах является, по сути дела, утечкой информации. Известно, что убийцу не поймали. Вот это хорошо было бы прокомментировать, почему, в свое время опубликовав энный список фамилий, предупредили тем самым убийцу, и он сбежал из страны. Но никто не анализирует систему утечек, которая была и через генерального прокурора, и через Московский городской суд почему-то.

Вопрос ведь заключается в том, что мы собираемся или строить из этого очередной политический спектакль, или собираемся найти убийц и главное - заказчиков этого убийства.

Появилась новая мода. Медведев объявил, что безнаказанность преступлений против журналистов - это большая беда и что надо доводить эти дела до конца. Вот уже целый ряд печатных и непечатных изданий интересуются, а кто же из живых журналистов может быть сегодня показан, как борец с коррупцией, у которого возникли проблемы с государством или с законом. Если по мановению волшебного жезла выстраивать систему своей жизни, то мы придем к тому, что мы не будем искать реальных заказчиков или реальных преступников, а будем выполнять указания, данные нам партией и правительством, в данном случае президентом. Единственный, кто всерьез заинтересован в расследовании этого преступления, это ее коллеги по "Новой газете".

Совершенно очевидно, что если нет сформулированного заранее и названного заказчика преступления, то заказчиком преступления может оказаться человек, с точки зрения властей, случайный или им чем-то дорогой. И вот здесь могут возникнуть те проблемы, которые не хотелось бы иметь. Поэтому, естественно, пытаются это дело развалить, потому что в этом деле, безусловно, замешаны и силы МВД, и силы КГБ.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG