Ссылки для упрощенного доступа

Пионерское детство ушло. Какие формы организованного детского отдыха остались?


Ирина Лагунина: Выражение "пионерское лето" ушло в прошлое. Как сегодня отдыхают российские дети? Появились ли новые формы организованного детского отдыха? У микрофона Татьяна Вольтская.

Татьяна Вольтская: Те, кому случалось проходить по местам, где традиционно располагались пионерские лагеря или летние детские сады, знают, что сегодня в большинстве случаев они давно выкуплены частными лицами. Там, где звучал горн, жужжит газонокосилка рачительного хозяина, корпуса, где спали дети, превращены в коттеджи, или снесены, или перестроены. Бывших лагерей, стоявших на особенно красивых берегах рек или озер, вообще не видно - они скрылись за высоченными заборами, сам вид которых говорит о высоком положении новых хозяев. И все-таки традиция организованного летнего отдыха не прервалась, хотя сегодня родителям гораздо труднее отправить свое чадо в какой-нибудь лагерь. Детские лагеря сегодня бывают трех основных типов: стационарные оздоровительные лагеря, оздоровительные лагеря санаторного типа и лагеря дневного пребывания или городские детские лагеря. Правда, средняя стоимость трехнедельной путевки возрастает каждый год, в этом году она перевалила за 9 тысяч рублей, такую сумму потянет не каждая семья. Система социального страхования помогает малоимущим семья отправить на отдых своих детей. Говорит управляющий петербургским региональным отделением Фонда социального страхования России Людмила Деева.

Людмила Деева: Для родителей, работающих на предприятиях, находящихся в тяжелом финансовом положении, поддержка за счет соцстраха 6 тысяч 795 рублей. Для всех остальных финансовая поддержка 430 рублей. 5-% от социальной цены. Это я говорю о частичной оплате путевок в загородные стационарные лагеря.

Татьяна Вольтская: В таких лагерях, которых в пригородах Петербурга около 100, отдыхает большинство детей, попавших в эту систему - за лето должно быть реализовано 40 тысяч путевок. Что нужно сделать, чтобы попасть в лагерь санаторного типа?

Людмила Деева: Для этого предприятия, где работают родители с данным типом детей, подают заявления в региональные отделения. Нами закуплено 5500 путевок. Путевки в детский оздоровительный лагерь санаторного типа оплачиваются за счет соцстраха полностью, 100%

Татьяна Вольтская: Но понятно, что поехать отдыхать по льготным путевкам может только малая часть детей.

Людмила Деева: Раньше действительно до изменения, внесенного в налоговый кодекс, у нас была централизованная закупка путевок для баянистов, допустим, или для футболистов, для байдарочников. Сейчас этой централизованной закупки нет. Тренер или директор школы, они уже знают, какой лагерь позволяет осуществить этот процесс образовательный в летний период времени и они как бы бронируют этот лагерь. На собрании с родителями называют наименование лагеря, стоимость путевки, место расположения. И просят родителей каждого по месту своей работы обратиться к руководителю, председателю комиссии социального страхования о приобретении именно в этом лагере путевки для ребенка.

Татьяна Вольтская: Конечно, не все сводится к системе социального страхования, есть дети, которые, например, как в прежние времена, едут в спортивные лагеря. В одном таком лагере под Петербургом, около Комарово, побывал Сережа.

Сережа: Приехал с расчетом отдохнуть, побалдеть, позагорать. Погода не позволяла, к тому ж лагерь спортивный был, нагрузок сильных не ожидал. Бегали, две тренировки в день, каждая по полтора часа, зарядка 45 минут, дополнительные упражнения.

Татьяна Вольтская: Тебе нравилось или в лом было?

Сережа: Я вообще ленивый, так что в лом.

Татьяна Вольтская: Какие-то игры, походы. Что-то было?

Сережа: Поход был один по тем местам, по которым мы должны были бегать. Был поход полтора часа по горкам, ходили, смотрели точки, где на зарядки будем ходить. Были не игры, а игровые тренировки. То есть половина тренировки игра, а остальная половина бокс.

Татьяна Вольтская: А вот впечатления Сережиной бабушки.

Бабушка: В основном народ отправляет тогда, когда некуда ребенка отправить. У нас была дача, а мы своего ребенка отправили просто для того, чтобы проверить. Парню 12 лет скоро будет, надо определить, как он вообще в коллективе будет. Просто было интересно с точки зрения здоровья как он воспримет, с точки зрения социума. Он посещает клуб кикбоксинг и там ребята все знакомые. Но знакомы на тренировке, не было контакта. И поэтому они все из разных школ, разных классов, возраст от 9 до 12 лет. Мне понравилось то, что в этом лагере не быол большого разброса по возрасту, они по сменам организовали детей. Эксперимент прошел в положительном плане то, что мы многое для себя открыли.

Татьяна Вольтская: Дорого это было?

Бабушка: Не очень дорого для нас. Смена стоила 15600, с родителей собирали по 10 тысяч, остальное доплатил город.

Татьяна Вольтская: Но кроме традиционных, в России в последе время появились совершенно новые детские лагеря. Каждое лето организацией летнего отдыха для детей - правда, только для тех, у чьих родителей есть деньги, - занимается лагерь "12 коллегий". Главное внимание здесь уделяется психологическому развитию ребенка, - говорит директор по развитию Центра тренингов и консультирования "12 коллегий" Екатерина Лебедева.


Екатерина Лебедева: Цель наша – подготовить психологически детей к успешной жизни взрослой. Считается, что если ребенок осваивает математику, языки, физически готовится, вот он готовится, он поддерживает форму. А есть еще такая форма подготовки, как психологическая подготовка. Каждый родитель по-своему заботится об этом, воспитывая ребенка в семье. Но так как есть то, что психология уже открыла, почему бы этим не пользоваться? И мы с удовольствием, опираясь на результаты научных исследований, возраста и потребностей, возможности подготовки, используя технологии тренинговые в основном, развивающие, готовим детей успешной жизни на каникулах. Потому что тренинг и психологическая работа может быть очень увлекательная при том, что очень полезная. И вот это сочетание нам кажется важным для отдыха.


Татьяна Вольтская: Как сделать так, чтобы это поездка была не просто ребенка богатых родителей в какое-то интересное место, а чтобы действительно он что-то получил, не растопыренные пальцы, грубо говоря, а нечто духовное?

Екатерина Лебедева: Насчет растопыренных пальцев, у нас такого нет. У нас это очень сильно не приветствуется. Потому что растопыренные пальцы не способствуют успешности в жизни, а являются покровным поведением собственно неуспешности, некомпетентности, неспособности. А мы как раз учим детей ориентироваться точно на другого человека, уметь с ним сотрудничать, при этом не уступая своих интересов. То есть действительно сотрудничать, понимать другого человека, вести себя с ним эффективно. В данном случае у нас на это лето запланировано уверенное поведение – это поведение наступательное, но в то же время неагрессивное. Я действую так, чтобы реализовать свои цели, чтобы отстоять себя, свой взгляд на мир, но при этом трепетно уважая те же самые права другого человека. Научиться обнаруживать, понимать эту грань в отношениях с другими людьми, которую не стоит переступать, чтобы быть успешным и в то же время корректным, это очень непростая задача. Может быть этому всю жизнь приходится учиться, но лучше начинать раньше.

Татьяна Вольтская: Главное в лагере - создать условия для естественного развития ребенка. Одна из многих задач, например, - формирование уверенного поведения, - говорит Екатерина Лебедева.

Екатерина Лебедева: Для этого нужна ситуация вызова, чтобы можно было себя попробовать. Ситуация, когда это новая для тебя ситуация, это рискованная ситуация. И научиться управлять своими эмоциями в таких ситуациях, чтобы не теряться, уметь совершать эффективные адекватные поступки. И мы придумываем ситуации вызова, но такого, чтобы это не было запредельно для ребенка. Обязательно, чтобы это было в зоне его ближайших способностей. Понятно, что зона неуверенности у каждого своя. Кому-то трудно публично выступать, например, кому-то трудно знакомиться, кто-то не любит новых ситуаций. Для подростков по нашим наблюдениям самая трудная ситуация оценивания, особенно для старших. Мы создаем такие модельные ситуации, именно для каждого ребенка это будет свое. Для кого-то оценивание, для кого-то ситуация, когда нужно поговорить о чем-то с малознакомыми людьми, а может быть вообще незнакомыми, а может быть с взрослыми незнакомыми, что совсем трудно. И заключаем с ними контракты, например. Нам ребенок сообщает, что ему трудно познакомиться, тогда мы с ним заключаем договор о том, что он познакомится с таким-то человеком ил с таким количеством людей, мы обсуждаем, как это сделать, готовимся, потом совершает он и за это получает может быть баллы, может быть какие-то иные вещи. В прошлый раз у нас были, например, «уверены». Мы строили вершину достижений и на вершине у нас был «увр». Не всем удалось добраться до «увра,» по гор ползя, но все-таки преодолели разные рубежи. Дети вовсю включаются. Это похоже на игру. Но это не игра, а настоящая работа, только по форме напоминающая детям то, что им доставляет удовольствие. Мы обязательно выводим детей в поход. Мне кажется, что в походе, особенно те. Кто первый раз идет, это очень сильное испытание. Ночевка и самообеспечение. Мы обычно договариваемся с туристами, чтобы нам обеспечивали настоящие веревочные курсы. Физический вызов – это тоже достаточно сложно. Мне кажется, что для ребенка физическая уверенность очень важна.

Татьяна Вольтская: Есть ли детски летние лагеря отдыха в других странах? Говорит наш корреспондент из Берлина Юрий Векслер.

Юрий Векслер: В Германии есть, например, лагеря для отдыха детей с организованным неподалеку отдыхом родителей. Есть международные лагеря, например, лагерь с родным русским языком для детей из разных стран, организованный по инициативе европейского объединения преподавателей русского языка. Многие организации, занимающиеся созданием лагерей, отдыхом, путешествиями и досугом детей, объединены во всегерманский форум путешествий детей и подростков. В основе работы всех лагерей сочетание усилий как нанятых профессиональных воспитателей, так и молодых добровольцев, нанятых на общественных началах, сдавших соответствующий экзамен после курсов по работе с детьми. В ГДР существовали лагеря при крупных предприятиях и организованные школами и пионерскими организациями пионерские лагеря, которые были так же приписаны к крупным предприятиям, как к шефам. Интересно, что почти все эти лагеря сохранились и действуют по-прежнему на территории Восточной Германии, они образовали свое восточногерманское объединение лагерей для детей. Принципиально элитарных лагерей для детей богатых нет. Те же семьи, которым не по карману отправить ребенка в лагерь, могут обратиться в местные органы за финансовой помощью.

Последнее время очень популярными становятся лагеря, оснащенные компьютерами с выходом в Интернет для каждого ребенка и компьютерными курсами. На Интернет-странице одного такого лагеря мы читаем: «Наш лагерь необычный. Мы поможем развитию в интересующих тебя направлениях и темах, и ты поймешь, что есть основания провести каникулы с нами. Например потому, что компьютерные уроки в школе, как правило, малосодержательны, и чаще ты сам объясняешь учителю, что в данный момент делает компьютер. Потому что Интернет прекрасен и тебе хочется быть в контакте с такими же его поклонниками, как и ты сам. Потому что наши воспитатели являются экспертами по всем разделам информатики и могут вдохновить тебя на освоение нового. Потому что мы все так же являемся фанатами компьютера как и ты, потому и создали лагерь по твоему вкусу».

XS
SM
MD
LG