Ссылки для упрощенного доступа

Почему официальный Мадрид противится идеи опроса о будущем Страны басков


Ирина Лагунина: Парламент Страны басков, автономной области на севере Испании, принял решение провести опрос населения о возможных путях урегулирования политической ситуации в регионе. Инициатива вызвала резкую негативную реакции центральных властей Испании и еще более обострила непростые отношения между центром и регионом. Из испанской столицы - Виктор Черецкий.



Виктор Черецкий: Инициатива проведения опроса принадлежит руководителю баскского правительства христианскому демократу Хуану Хосе Ибаррече. Цель опроса, по замыслу этого политика, дать, наконец, слово баскскому народу, чтобы выяснить его мнение об отношениях с метрополией, то есть с Мадридом. Один из вопросов, на которые должны ответить баски, касается целесообразности проведения в будущем референдума о независимости. Другой – мнения басков о включении в переговорный процесс объявленных Мадридом вне закона партий из так называемого Баскского национально-освободительного движения. Вооруженным крылом этого лево-радикального движения, которое пользуется поддержкой примерно 15% басков, является группировка «Родина и свободы», сокращенно ЭТА. Она ведет вооруженную борьбу за независимость басков в течение последних 40 лет. Хуан Хосе Ибаррече:



Х.Х. Ибаррече : Я имею честь представить проект проведения опроса, цель которого - достичь мира в баскском обществе. Он проводится на основании рекомендаций Совета Европы, считающего, что спрашивать мнение населения необходимо всякий раз, когда перед обществом встают важные проблемы. В частности, наш опрос призван выяснить мнение жителей региона о возможности мирных переговоров с участием всех без исключения политических сил для нормализации нашей жизни. Дать слово народу и затем действовать с учетом мнения большинства – это норма любого демократического государства. Это вполне законно и нормально. Ненормально - существование в нашем обществе конфронтации.



Виктор Черецкий: За утверждением в парламенте проекта опроса, который баски намерены провести 25 октября, последовал строгий окрик из Мадрида, где в этом факте увидели лишь проявление сепаратизма. Испанцы не только не допускают каких-либо опросов в отношении будущего региона, но и не желают, чтобы радикальные сторонники его независимости принимали участие в политической жизни. Но дело в том, что при таком подходе довольно большая и активная часть населения оказывается за бортом политической жизни. Это обстоятельство – один из факторов, который обуславливал до сих пор баскский вооруженный конфликт, единственный оставшийся в Западной Европе. Премьер-министр Испании Хосе Луис Родригес Сапатеро считает проведение опроса незаконным, поскольку конституция Испании, якобы, не предусматривает подобных мероприятий и тем более выхода из состава государства его национальных окраин:



Х.Л. Родригес Сапатеро: Опрос – незаконный, а поскольку он незаконный, то решение баскского парламента будет обжаловано нами в Верховном Суде. Таким образом, мы не допустим его проведения.



Виктор Черецкий: Для Родригеса Сапатеро и других испанских политиков, как левых, так и правых, баскская проблема – это всего-навсего вопрос о кучке боевиков ЭТА, которые бегают с пистолетами по местным лесистым горам и время от времени кого-то убивают или взрывают. Так что баскское урегулирование – для них это дело полиции, которая всех этих «террористов» должна ловить и сажать, то есть продолжать дело, которым без каких-либо видимых результатов она занимается уже 40 лет. Ибаррече с такой постановкой вопроса не согласен:



Х.Х. Ибаррече: Нашему парламенту оказывается неуважение со стороны премьер-министра Испании и других испанских политиков, как социалистов, так и консерваторов из Народной партии. Нам угрожают сорвать опрос любой ценой, независимо от решения нашего парламента. Вот так в этом государстве относятся к демократическому выбору представительных органов народа! Кстати, нам грозили срывом опроса еще до принятия решения о его проведении. Что это за демократия, если при ней запрещается спросить мнение граждан? Где это видано, чтобы решение народных избранников аннулировалось с помощью судебных решений? Речь идет просто об использовании юстиции в политических целях. Ведь наша инициатива вполне законна и отвечает всем требованиям современной демократии.



Виктор Черецкий: Независимые наблюдатели, в отличие от испанских политиков, не видят перспектив в силовом решении баскской проблемы. Действительно, на баскские вольности безрезультатно посягали в течение веков все подряд. Этим безуспешно занимались в свое время, к примеру, древние римляне. Карл Великий в восьмом веке не проявил к баскским племенам достаточного уважения и поплатился за надменность гибелью арьергарда своей армии – баски уничтожили воинов-франков вместе с любимцем Карла – рыцарем Роландом. Баски заставляли уважать себя всех испанских королей, начиная с раннего Средневековья. В 19 веке они вели долгие и кровопролитные так называемые карлистские войны, поскольку один из претендентов на испанский престол, а именно принц Карлос, обещал сохранить их вольности. И, наконец, баски были единственным народом Испании, который оказывал жесткое сопротивление фашистской диктатуре генерала-«каудильо» Франсиско Франко, ликвидировавшего их автономию. Так, в 1973 году они устроили теракт против наиболее одиозного из франкистских деятелей премьера Карреро Бланко. Кстати, в те времена в Западной Европе ЭТА считалась не террористической, а национально-освободительной организацией и ее действиями особо никто не возмущался.


Однако все это не убеждает испанское правительство в необходимости искать с басками какие-то компромиссы. Заместитель Председателя испанского правительства Мария Тереса Фернандес де ла Вега.



М.Т. Фернандес де ла Вега: Мы сказали решительное «нет» Ибаррече. В Испании не будет проводиться каких-либо опросов. У нас есть достаточно средств для того, чтобы не допустить их проведение. Опрос не конституционен, потому что разъединяет, а не объединяет, создает конфронтацию, а не мир. Поэтому ответ испанского правительства однозначен – опроса не будет.



Виктор Черецкий: Как правило, испанские политики в своей полемике с баскскими руководителями заявляют, что Стране басков итак предоставлена автономия в рамках государства. И действительно, по конституции 1978 года, принятой на развалинах тоталитаризма и во многом с оглядкой на его сторонников, баскам была предоставлена автономия, правда, не национальная, а такая же, как для остальных областей страны. К примеру, мадридская область пользуется в рамках испанского государства почти такими же правами, как и Страна басков. Что касается исторических прав и свобод басков, к примеру, права иметь свои законы, свои суды и взимать свои налоги, - эти права существовали веками и были уничтоженны фашистским режимом в конце 30-ых годов прошлого века, - то их восстановление было лишь декларировано в так называемом Договоре Герники, принятом в 1979 году представителями Страны басков и Испании. Хуан Хосе Ибаррече.



Х.Х. Ибаррече: Договоренности Герники не соблюдаются уже почти 30 лет. Весь этот срок не выполняются обещания, данные нашему народу. Мы хотим, наконец, разблокировать политическую ситуацию в регионе, усадив за стол переговоров представителей всех наших политических сил, чтобы они свободно обсудили, как нам в дальнейшем решать вопросы социально-экономической жизни и культуры, как, наконец, строить отношения с испанским государством.



Виктор Черецкий: Что имеется в виду под «разблокированием политической ситуации»? Дело в том, что чуть более двух лет назад ЭТА заявила, что прекращает вооруженную борьбу и желает вести мирные переговоры с испанскими властями. Это решение нашло отклик и у баскского правительства, и у центрального. Кроме того, испанский парламент благословил правящий кабинет на ведение подобных переговоров. Они начались и продлились месяцев восемь. Переговоры велись в тайне, где-то в Западной Европе, и обсуждаемые на них вопросы не разглашались. Затем ЭТА отказалась от их продолжения, заявив, что не видит для себя никакой перспективы продолжать пустые хлопоты. Как выяснилось в последствии, представители правительства и не думали идти на какой-либо компромисс с радикальной организацией. Они предложили собеседникам безоговорочно сдаться. После подобного «мирного диалога», которому, кстати, предшествовала бурная шумиха в прессе, восхвалявшая склонность к политическому компромиссу нынешних испанских властей, ЭТА вернулась к террору. Баскский лидер Ибаррече считает, что тупиковую ситуацию необходимо «разблокировать». И если центральные власти положение в регионе вроде бы не беспокоит, то баски от непрекращающейся конфронтации давно устали и хотят мира, отмечает глава местной администрации.



Х.Х. Ибаррече: Баскские демократические институты должны взять на себя инициативу в поисках мира и политических договоренностей с опорой на мнение баскского общества, для чего и проводится опрос населения. Это единственный путь для преодоления конфликта в условиях продолжающегося насилия и отсутствия желания вести переговоры со стороны Мадрида. Следует преодолеть политическую блокаду баскского конфликта. Альтернативы мирному процессу – нет. Надо работать во имя мира, во имя будущего. Баскское общество устало от насилия со стороны ЭТА и от бездействия испанских политиков, не желающих как-то решать наши проблемы. Общество требует от ЭТА прекращения насилия, а от политиков – достижения договоренности по региональному урегулированию. Баски имеют полное право требовать скорейшего решения всех острых проблем своей родины.



Виктор Черецкий: Непрекращающийся вооруженный конфликт порождает множество побочных проблем, создает в Стране басков атмосферу напряженности, всеобщей подозрительности и порой необоснованных репрессий. Так, ЭТА требует для финансирования своей деятельности с баскских предпринимателей – крупных и мелких - так называемый «революционный налог». За неуплату можно получить пулю в лоб. Предпринимателям деваться некуда – они платят радикалам, а потом попадают в поле зрения испанской жандармерии, которая арестовывает их, якобы, за финансирование терроризма. С другой стороны, террористическую деятельность ЭТА, которая напоминает о себе взрывами раза два в месяц, дополняют вылазки различных радикальных молодежных групп националистического толка – по ночам они устраивают поджоги, погромы в банковских и государственных учреждениях и так далее. Эту молодежь, иногда несовершеннолетнюю, хватают и за хулиганство на политической почве дают до 10 лет тюрьмы. Стабильности обществу подобные строгие меры не прибавляют. Без манифестации протеста против репрессий здесь не обходится не одна неделя. Баскская пресса изобилует хрониками о пытках арестованных со стороны испанских силовиков. Между тем, в Мадриде любые попытки баскского правительства найти какой-то компромисс, разрядить обстановку, по-прежнему воспринимаются в штыки. Министр внутренних дел Испании Альфредо Перес Рубалькаба.



А. Перес Рубалькаба: Господин Ибаррече прекрасно знает, что его план не будет осуществлен. Мы сказали ему решительное нет. Спрашивается, зачем тогда он настаивает на своем опросе? Дело в том, что скоро в Стране басков региональные выборы и Ибаррече хочет предстать на них в качестве защитника баскских интересов. Дескать, испанцы нас не понимают. И таким образом заполучить голоса националистов. Так что он выдвигает свой план по чисто предвыборным интересам.



Виктор Черецкий: Подобные высказывания, дескать, все дело в предстоящих выборах, многие независимые наблюдатели считают мало убедительными. Ведь если Ибаррече действительно руководствуется предвыборными интересами, то значит сторонников выбранного им пути урегулирования большинство среди баскского населения. И противостоять ему – значит и вправду не уважать волю басков. Еще больше этот план критикует консервативная испанская оппозиция в лице Народной партии. Ее генеральный секретарь Мария Долорес де Коспидаль:



М.Д. де Коспидаль: Мы требуем немедленно отменить незаконный опрос, принятый баскским парламентом за счет голосов националистов, которым не место в представительном органе. Мы требуем от правительства, чтобы оно заняло более жесткую позицию в отношении этих радикалов.



Виктор Черецкий: Но действительно ли выяснение мнения басков непременно должно привести к развалу Испании? Большинство наблюдателей считает, что нет. Сам Ибаррече – политик умеренный. Его цель – отмечают наблюдатели – нормализовать ситуацию за счет возвращения баскам их исторических прав в рамках испанского государства. Однако упорное нежелание как-то решить баскскую проблему может, по мнению политологов, создать еще большую напряженность, еще больше накалить обстановку и в целом иметь непредсказуемые последствия для Испании как единого государства.


XS
SM
MD
LG