Ссылки для упрощенного доступа

Начало нового сельскохозяйственного года – виды на цены и урожай


Ирина Лагунина: 1 июля начался новый сельскохозяйственный год. Здесь год считается не от января до января, а от июля до июля.


Прошлый сезон принес миру двукратный рост цен на зерно и резкое подорожание основных продуктов питания. Каковы виды на новый урожай и грядущие цены? Об этом – материал Сергея Сенинского...



Сергей Сенинский: ... По многим экспертным прогнозам, грядущий урожай зерновых в России может оказаться самым высоким за последние годы. Значительно выше осторожно прогнозируемых пока Министерством сельского хозяйства 85-87 миллионов тонн. Из Москвы – директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина:



Елена Тюрина: Наши оценки производства зерна говорят, что валовой сбор составит 90-93 миллиона тонн в этом году.



Сергей Сенинский: Аналитик Института конъюнктуры аграрного рынка Игорь Павенский:



Игорь Павенский: Действительно, в этом году ожидается очень высокий урожай. По нашему мнению, он будет порядка 90-92 миллиона тонн. Выше последний раз был только в 93-м году, когда составил 99 миллионов тонн. То есть это самый высокий урожай за последние 15 лет. Мы прогнозируем валовой сбор пшеницы, основной культуры зерновой на уровне 55 миллиона тонн. Выше урожай был только в 78-м году.



Сергей Сенинский: Международный совет по зерну недавно снизил прогноз относительно общего урожая зерновых в мире в только что наступившем сельскохозяйственном году, но при этом повысил прогноз именно по пшенице.


Из Соединенных Штатов – профессор сельскохозяйственного факультета университета штата Иллинойс Даррел Гуд:



Даррел Гуд: Все страны – ведущие производители пшеницы ожидают очень хороший урожай. Цены на зерно уже сегодня значительно ниже, чем в начале года.


Если, как ожидается, урожай станет рекордным, то есть почти на 10% большим, чем прошлогодний, то цены на зерно в целом за год могут снизиться на 50%. А вот цена хлеба, если и снизиться, то лишь на 3-5% - дело в том, что доля самого зерна в стоимости хлеба – незначительна. Гораздо больше занимают расходы на энергию и перевозку. А эти расходы, похоже, продолжат расти.



Сергей Сенинский: Значительный рост цен на мясные и особенно молочные продукты во многих странах мира в последние 2-3 года, хотя и был вызван целым рядом факторов, но главные из них, видимо, два: рост цен на зерно и на энергоносители.


Можно ли сегодня, коль скоро прогнозируется хороший урожай, говорить о том, что первый из этих факторов в ближайшие месяцы уже не будет столь значимым, как еще недавно? Даррел Гуд:



Даррел Гуд: Да, есть надежда, что так и случится. Если урожай зерновых будет хорошим, цены на мясо и молоко снизятся.


Все зависит от погоды этим летом. Последние прогнозы говорят, что у нас есть возможность получить достаточно солидный урожай. Но значительная часть сезона еще впереди. Она и определит, каким будет урожай...



Сергей Сенинский: Если в России новый урожай зерновых составит примерно 90 миллионов тонн, какая в целом его часть придется на внутреннее потребление? И сколько, по идее, останется на экспорт? Елена Тюрина, Институт аграрного маркетинга:



Елена Тюрина: По нашей оценке объем внутреннего потребление российского составляет порядка 80 миллионов тонн – это с учетом роста потребления зерновых культур на корма, на кормовые цели и ростом использования зерна на производство биоэтанола, которое сейчас тоже идет в России. Соответственно, мы видим, что вот эта разница составляет порядка 10-12 миллионов тонн. Но мы должны еще помнить о том, что должны оставаться переходящие остатки зерна, страховой резерв. То есть мы оцениваем объем экспорта реальный в этом году порядка 10 миллионов тонн. Но если оценить ситуацию на мировом рынке. То ожидается увеличение производства зерновых культур в целом, соответственно, можно говорить, что спрос на российское зерно будет зависеть от уровня цен на него, экспортных цен на российское зерно.



Сергей Сенинский: В Институте конъюнктуры аграрного рынка, со своей стороны, объем внутреннего потребления зерновых в России оценивают значительно ниже 80 миллионов тонн в год. Аналитик института Игорь Павенский:



Игорь Павенский: По нашим оценкам, это порядка 71 миллиона тонн потребления в России. Таким образом. Потенциал экспорта в сезоне, который начинается, может составить около 18 миллионов тонн. Реально мы, наверное, сможем отгрузить порядка 15-16. В прошлом сезоне, для сравнения, экспорт составил 13,3 миллиона тонн. А сможем отгрузить меньше, потому что будет очень большая конкуренция, так как многие страны-экспортеры большинство увеличивают валовые сборы в мире и увеличивают свой экспорт.



Сергей Сенинский: В целом баланс спроса и предложения на мировом рынке зерна значительно изменился в последние несколько лет. Даррел Гуд, профессор университета штата Иллинойс:



Даррел Гуд: Здесь проявляется ряд факторов. Наиболее важный – расширение индустрии биотоплива. Все больше кукурузы, например, идет не на изготовление продуктов питания и не на корм скоту, а на производство этанола – биотоплива для автомобилей.


Второй фактор – быстрый экономический рост в развивающихся странах, особенно в Китае и Индии, где стремительно растет, соответственно, и спрос на продукты.


В-третьих, два последних года подряд дали нам низкие урожаи пшеницы.


Эти три фактора и привели к значительному росту цен. Теперь его отчасти может нейтрализовать хороший урожай. Но спрос остается при этом высоким. Так что производство зерна должно только увеличиваться.



Сергей Сенинский: Из Мюнхена – сотрудник немецкого исследовательского института IFO Манфред Шёпе:



Манфред Шёпе: В ценах на зерно мы столкнулись с новым феноменом. Десятилетиями их динамика была совершенно предсказуемой. В последние два года все перевернулось: в течение считанных недель цены на зерновые стремительно шли вверх, а потом также быстро падали. И эти колебания зачастую определялись случайными, а не фундаментальными факторами.


Кстати, взлет цен на зерновые отнюдь не привел такому же росту цен на мясо – особенно на свинину и мясо птицы. Несмотря на подорожание кормов, фермеры из-за сильной конкуренции на мировом рынке, были вынуждены продавать свою продукцию по прежним ценам. Именно поэтому многие свинофермы в Европе оказались в прошлом году на грани разорения, и некоторые европейские страны срочно разработали для них специальные программы помощи.


Если говорить о говядине, то да, цены на неё выросли, но опять-таки - не так сильно, как на корма. Другими словами, и здесь фермеры не могли сильно повышать свои цены. Что же касается молока, то вряд ли сейчас найдется эксперт, который сможет убедительно разъяснить, почему спрос и соответственно цены на молочную продукцию устремились вверх, а на мясо – нет!..



Сергей Сенинский: В России – как изменились цены на мясные и молочные продукты за последние шесть месяцев, с начала 2008 года? Елена Тюрина, Институт аграрного маркетинга, Москва:



Елена Тюрина: Можно сказать о том, что темпы роста цен в рознице больше, чем темпы роста цен у производителей мяса и молочной продукции. За истекшие полгода цены на мясные и молочные продукты в среднем увеличились на 30%. При этом, если посмотреть рынок мяса бройлера, то темпы роста цен были меньше и самые высокие темпы роста цены отмечаются на рынке говядины. Если посмотреть по молочным продуктам, то наибольшие темпы роста цены отмечаются в сегменте сыров.



Сергей Сенинский: 30% - только с начала 2008 года. Во втором полугодии, видимо, будет меньше?..



Елена Тюрина: Наши ожидания по ценам на ближайшие полгода, мы считаем, что рост цен будет, но темпы роста будут меньше, чем в первом полугодии. Это связано с тем, что хороший урожай зерна и можно говорить о том, что себестоимость производства стабилизируется, не будет так активно расти, как это было в первом полугодии. В среднем цены на мясо и молочные продукты до конца текущего года возрастут еще на 10%.



Сергей Сенинский: На российском рынке зерна цены уже снизились более чем на четверть – по отношению к недавним пиковым уровням. И прогнозируется еще большее их снижение. Игорь Павенский, Институт конъюнктуры аграрного рынка, Москва:



Игорь Павенский: Цены достигли своего пика к началу апреля. Они поднялись до 9700 рублей за пшеницу третьего класса. К настоящему моменту снижение составило порядка 2300-2500 рублей за тонну. То есть сейчас пшеница третьего класса стоит где-то 7400. Это старый урожай, конечно. Что касается нового урожая, то на него цены озвучиваются сейчас на пшеницу третьего класса от 5500 до 6000 рублей. И так как урожай прогнозируется рекордный, в большинстве южных регионов будет рекордный урожай, то есть вообще такой не наблюдался никогда, то цена, конечно, будет стремиться к нижним уровням.



Сергей Сенинский: А как могут измениться цены на хлеб в магазинах?



Игорь Павенский: Что касается хлеба, хлеб в рознице никогда не падал в России и падать, я думаю, не будет. На этом фоне цена на хлеб стабилизируется, вот и все.



Сергей Сенинский: 1 июля в мире начался новый сельскохозяйственный сезон. Прошлый принес двукратный рост цен на зерно и резкое подорожание основных продуктов питания. Нынешний, по прогнозам, принесет почти рекордные урожаи, особенно пшеницы...


XS
SM
MD
LG