Ссылки для упрощенного доступа

Женщину-инвалида не пустили на борт самолета авиакомпании S7 Airlines


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свободы в Москве Тамара Ляленкова.



Александр Гостев: Недавно в подмосковном аэропорту "Домодедово" бортпроводница авиакомпании S 7 Airlines (бывшая "Сибирь") отказала инвалиду-колясочнице Наталье Присецкой в посадке на борт самолета, сославшись на Федеральные авиационные правила, которые якобы разрешают не допускать на борт людей с ограниченными возможностями без сопровождающих лиц. Подобное требование вынуждает инвалида идти на дополнительные расходы, что ставит его в неравноправное положение по сравнению с другими людьми, а также ограничивает свободу передвижения. О том, каким образом и почему в данном случае был нарушен основной закон Российской Федерации, материал Тамары Ляленковой.



Тамара Ляленкова: Наталья Присецкая - сотрудница региональной общественной организации инвалидов "Перспектива", несмотря на ограничение подвижности, ведет активную жизнь, и в этот раз она летела во Владикавказ, чтобы провести там семинары. Однако на первый семинар Наталья опоздала по довольно неожиданной для нее причине.



Наталья Присецкая: Все было как обычно, банально. То есть я зарегистрировалась. На регистрации вызвали сотрудника от службы поддержки людей с инвалидностью, которая есть в аэропорту "Домодедово". Они как раз помогают людям с инвалидностью садиться и выходить из самолетов, если есть какие-то трудности с передвижением. Мы поехали на спецтранспорте к трапу самолета. Я пока оставалась в машине, они поднялись на борт, сказать, что сейчас я буду садиться. А им стюардесса сказала, что нет, она меня не возьмет на борт, потому что я с инвалидной коляской и лечу без сопровождения. В общем, на этом вся ситуация и закончилась. То есть я подошла к директору представительства авиакомпании в аэропорту. Он сказал, что есть внутренние инструкции, они основаны на федеральных каких-то законодательных актах, и ничем помочь не может. У меня было очень мало времени, мне надо было в любом случае улететь во Владикавказ в этот день. Меня здесь ждали люди, уже собрались из Чечни, Северной Осетии, Дагестана, Адыгеи, Ставрополя. То есть мне в любом случае надо было улетать. Решила вызывать такси и ехать в аэропорт "Внуково". Кроме прочего, я потеряла большое количество денег, времени, сил, это все по вине авиакомпании. Просто мне отказали только из-за того, что я с инвалидной коляской. Я возмущена была просто до глубины души.



Тамара Ляленкова: Надо заметить, что проявление любого вида дискриминации противоречит Конституции. Однако, несоответствие отдельных правил закону в России встречается довольно часто. Я попросила юриста региональной общественной организации инвалидов "Перспектива" Максима Ларионова прокомментировать эту ситуацию.



Максим Ларионов: Наша организация занимается защитой прав инвалидов также в области трудоустройства и в области образования инвалидов. У нас очень много обращений по поводу не только доступности инфраструктуры, либо дискриминационных положений, но очень много обращаются из-за нарушений прав инвалидов, детей-инвалидов в области образования, взрослых в области трудоустройства. Так что мы постоянно работаем в этом направлении. Для нашей организации это действительно первый случай. Но это только потому, что Наталья Присецкая является нашим сотрудником. Мы уверены в том, что этот случай получил огласку только благодаря тому, что наша организация занимается защитой прав инвалидов. А много случаев, скорее всего, были, но они не были просто известны общественности.



Тамара Ляленкова: Действительно, есть такие Федеральные правила авиационные, которые якобы запрещают инвалиду, который не может сам передвигаться, перелет без сопровождающего?



Максим Ларионов: Да, эти правила существуют, и на них ссылается авиакомпания "Сибирь". Но хотел бы подчеркнуть, что, с одной стороны, эти правила противоречат более высокому по юридической силе федеральному закону о социальной защите инвалидов, который обязывает организации создавать условия инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла-коляски, для беспрепятственного пользования всеми видами транспорта, в том числе и воздушным. Туда можно еще вписать Конституцию Российской Федерации, которая, во-первых, запрещает дискриминацию по любым признакам, а во-вторых, гарантирует каждому гражданину свободу передвижения. А с другой стороны, компания "Сибирь" почему-то умалчивает про свои собственные правила, правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов ОАО "Авиакомпании "Сибирь". Они, эти правила, сделаны в соответствии с теми Федеральными авиационными правилами Минтранса, но они более мягкие. И по внутренним правилам авиакомпании "Сибирь" сопровождающий в полете нужен для того, чтобы обеспечивать уход за больным во время полета. Наша сотрудница Наталья не являлась больным, за ней не нужен был уход во время полета, ей нужно было только два часа посидеть в кресле и все. В аэропорту Владикавказа аэропортовские службы ее бы встретили и спустили, как это и произошло спустя несколько часов, когда она улетала во Владикавказ из аэропорта "Внуково".



Тамара Ляленкова: В самой авиакомпании S 7 Airlines считают, что ничьих прав они не нарушили, просто бортпроводница следовала букве Федеральных авиационных правил, где написано, что авиакомпании имеют право отказать в перевозке пассажирам с ограниченными способностями передвигаться, если они следуют без сопровождающего лица. Однако заместитель начальника Управления государственным имуществом, конкурсов и правового обеспечения Росавиации Александр Орлов предполагает, что в данном случае речь идет как раз о нарушении этих правил.



Александр Орлов: Существует правило перевозки подобной категории пассажиров, и они, по большому счету, регламентируют действия как перевозчика, так и пассажира, в том числе в части уведомления авиаперевозчика, что будет осуществляться перевозка именно такого пассажира, ограниченного в передвижении. Поэтому на сегодняшний момент Росавиация проводит проверку этого факта, потому как если были допущены некоторые нарушения в части информирования перевозчика при приобретении билета, при осуществлении регистрации… ведь на регистрацию могут подойти пять человек, подали пять паспортов, пять билетов, и, допустим, не сказали, грубо говоря, это не в данном случае, не сказали, что один из них, допустим, колясочник. В этом случае это одна ситуация и одни способы реагирования авиационных властей. В случае, если все действия по информированию перевозчика были совершены, то это, конечно, будут абсолютно другие выводы комиссии, абсолютно другие действия авиационных властей. По-любому сейчас дополнительно проведена программа по информированию пассажиров об их правах, более того, о том, что они должны делать для того, чтобы их права полностью соблюдались. Возможно, в этой части был некий информационный вакуум. Ничего более конкретного сказать вам не могу, потому что у нас нет выводов комиссии. Сразу говорить, чья вина, в этой ситуации мы просто не готовы, потом что мы являемся все-таки федеральным органом исполнительной власти и должны свои действия и комментарии соотносить с текущей ситуацией.



Тамара Ляленкова: В таком случае перевозчик имеет право вводить свои внутренние правила, которые несколько отличаются, скажем, от Федеральных авиационных правил?



Александр Орлов: Перевозчик может вводить любые внутренние правила. Но если эти внутренние правила... это, собственно говоря, общие нормы Гражданского кодекса, если эти внутренние правила будут противоречить федеральному законодательству, федеральному нормативному регулированию, то они не будут подлежать применению.



Тамара Ляленкова: Итак, кроются ли причины, спровоцировавшие проявление дискриминации в отношении Натальи Присецкой в Федеральных авиационных правилах или, напротив, в нарушении таковых, установит суд, равно как сумму материального и морального ущерба. Если только для человеческого достоинства имеется денежный эквивалент.


XS
SM
MD
LG