Ссылки для упрощенного доступа

В городке Тояко на японском острове Хоккайдо открылся саммит "большой восьмерки"


Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович.



Михаил Саленков: Сегодня в городке Тояко на японском острове Хоккайдо открылся саммит «большой восьмерки». Лидеры восьми индустриально развитых стран обсудят вопросы глобального потепления, нехватки продовольствия в мире и энергетические проблемы.



Данила Гальперович: Так получилось, что саммит «большой восьмерки» в Японии становится боевым крещением в мировой политике уже для второго президента России. В 2000 году свежеизбранный Владимир Путин получал уроки большой дипломатии на Окинаве, и главными учителями тогда были британский премьер Тони Блэр и президент США Билл Клинтон. Дмитрию Медведеву повезло с местом саммита чуть меньше. Курорт Тояко, где будет проходить саммит, находится на острове Хоккайдо, самом северном из больших японских островов. Именно к префектуре Хоккайдо японцы на своих картах причисляют спорные острова южнокурильской гряды, и здесь найдется немало желающих напомнить российскому президенту о территориальных претензиях Японии. Раздел о северных территориях даже есть на официальной интернет-странице саммита «большой восьмерки».


В остальном все превосходно: кристально чистое озеро Тоя, роскошные гостиницы и японское гостеприимство. Лидеры стран «восьмерки» прибыли на Хоккайдо накануне. О том, что им предстоит в ближайшие три дня, рассказывает уже находящийся в Тояко руководитель международной группы по изучению саммитов «большой восьмерки», профессор Университета Торонто Джон Киртон.



Джон Киртон: Ясно, что одной из главных задач саммита «большой восьмерки» на Хоккайдо будет обсуждение изменения климата на Земле. Эта тема для хозяев нынешнего саммита – японцев – всегда была самой важной, и в преддверии саммита они объявляли, что хотят добиться в ходе встречи на Хоккайдо больших результатов. Еще среди главных тем саммита можно назвать энергетическую и продовольственную безопасность. Также будут обсуждаться проблемы нераспространения ядерного оружия и в связи с этим вопрос Ирана. Возможно, будет затронута и ситуация с отсутствием демократии в Зимбабве, а также вопрос, как более эффективно проводить совместные операции в Афганистане.


Что касается возможных решений всех этих проблем, то я ожидаю, что на саммите мы увидим значительный прогресс в перечисленных мною областях. Например, если говорить о проблеме изменения климата планеты, то я думаю, что на этом саммите будет впервые заложена архитектура общего подхода к тому, как эти изменения сообща контролировать. Эта архитектура будет более современной, чем Киотский протокол, ход выполнения которого трудно назвать успешным. Я думаю, что на этом саммите все лидеры заявят, что их страны готовы контролировать выбросы углекислого газа. Ожидается, что промышленникам стран «большой восьмерки» будет предложено заявить, какой вклад они готовы внести в сокращение выбросов углекислого газа в атмосферу уже сейчас. В области продовольственной безопасности, возможно, будет решено создать стратегический запас зерна, наподобие стратегического запаса нефти, имеющегося сейчас в США. Такие запасы зерна могли бы быть сформированы во всех странах «восьмерки», и если цены на зерно серьезно взлетят вверх, и над бедными странами нависнет опасность голода, то из этих запасов дефицит зерна мог бы быть компенсирован. Такое решение уже было бы серьезным шагом вперед.



Данила Гальперович: Об экологии на саммите говорит все: от экспозиции экологически чистых автомобилей до системы кондиционирования пресс-центра, куда холод нагоняется из подвала, забитого снегом.


Дмитрию Медведеву, возможно, придется столкнуться с натуральным холодом и в личном контакте с одним из коллег. Британский премьер Гордон Браун, по сведениям некоторых газет, намерен поговорить с президентом России о судьбе компании ТНК-ВР. И помощник президента России по внешней политике Сергей Приходько уже поторопился назвать такое возможное желание британского премьера ошибкой. Однако в целом, уверен политолог Станислав Белковский, Медведев на этом саммите будет гораздо больше обмениваться любезностями, нежели критикой.



Станислав Белковский: С точки зрения российских элит, основная миссия Дмитрия Медведева – это кардинальное улучшение отношений между Россией и Западом с целью легализации российских элит на Западе, их реформации в неотъемлемую часть международной элиты. Российские элиты возлагают надежды на то, что в этом плане Дмитрий Медведев будет качественно успешнее Владимира Путина, поскольку последний эксплуатировал имидж силовика-империалиста, в то время как Дмитрий Медведев вошел в большую политику в маске либерала и снимать ее пока не собирается. И под эту маску он уже получил определенный кредит доверия на Западе. Поэтому если Дмитрий Медведев будет успешнее Путина в построении политико-экономических отношений с лидерами «большой восьмерки», если по итогам «большой восьмерки» он получит свою порцию комплиментов и кредитная линия доверия будет пролонгирована, а скорее всего, так оно и будет, то это приведет, безусловно, к консолидации российского правящего слоя вокруг Дмитрия Медведева как лидера, который решает основную, жизненно важную задачу этого слоя на сегодняшний день.



Данила Гальперович: Уже известно, что Владимир Путин в Японию не приедет. Об этом Радио Свобода сообщили источники в правительстве России. Станислав Белковский уверен, что даже личные отношения, которые связывают Путина с двумя участниками саммита, - французским президентом Николя Саркози и итальянским премьером Сильвио Берлускони - не помешают им обоим наладить контакты с новым президентом России.



Станислав Белковский: Я полагаю, что не нужно преувеличивать значение личных отношений между некоторыми западными лидерами и Владимиром Путиным для результатов «большой восьмерки» и вообще для тенденций в сотрудничестве России и Запада. Ясно, что и для Берлускони, и для Саркози Путин был преимущественно деловым партнером, который гарантировал определенные интересы. И несмотря на то, что между Берлускони и Путиным сохраняются отношения, выходящие далеки за рамки политических и даже деловых, достаточно вспомнить, что Берлускони неоднократно был гостем Путина в его приват-резиденции на Валдае, тем не менее, лидеры «большой восьмерки» отстаивают интересы своих стран, интересы некоторых крупных корпораций, а эти интересы в конечном счете все равно замыкаются на первое лицо, на их собеседника на «большой восьмерке». Невозможно себе представить, чтобы эти лидеры игнорировали своего собеседника и вместо этого, вместо прямых контактов с президентом России выстраивали какие-то конфиденциальные альтернативные контакты с Владимиром Путиным.



Данила Гальперович: Интересно, насколько риторика нового российского лидера на саммите будет отличаться от его слов, произносимых в России. Накануне встречи Дмитрий Медведев много говорил о том, что доллар стал проблемой для мировой экономики. Любопытно будет узнать, скажет ли президент России то же самое в лицо президенту Джорджу Бушу.


XS
SM
MD
LG