Ссылки для упрощенного доступа

Руслан Хасбулатов обратился к Владимиру Путину с предложением назначить его директором грозненского завода "Красный молот"


Программу ведет Евгения Назарец. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Олег Кусов.



Евгения Назарец: Бывший председатель Верховного Совета России Руслан Хасбулатов обратился к премьер-министру Владимиру Путину с предложением оказать ему содействие в назначении руководителем грозненского завода «Красный молот». Некогда крупнейшее машиностроительное предприятие юга России было полностью разрушено в результате бомбардировок во время штурма Грозного. Местные власти ранее планировали открыть на месте разрушенного предприятия торговый центр.



Олег Кусов: До начала чеченской военной кампании грозненский завод «Красный молот» был монополистом в производстве нефтепромыслового оборудования. В советские времена завод обеспечивал необходимой техникой практически все нефтепредприятия страны. «Красный молот» был полностью разрушены в годы боевых действий, его техническую документацию перекупили другие российские заводы – в Костроме, Перми и Тамбове. Территория разрушенного завода стала представлять опасность для людей. Весной прошлого года в результате обвала фрагмента крыши одного строения погиб местный житель.


Экс-спикер российского парламента Руслан Хасбулатов намерен убедить главу российского правительства, что ему по силам возглавить восстановление предприятия.



Руслан Хасбулатов: Для меня это очень непростое решение, но я все-таки хотел послужить народу, я хотел бы быть полезным для общества, поэтому я и предложил то, что я смогу реально осуществить. Дело в том, что сейчас в Чеченской республике практически нет никакой промышленности, поэтому надо хотя бы очаг этого промышленного зародыша создать. И я усматриваю в нем, как принято сейчас говорить, есть такой термин «промышленный кластер» - создание центра промышленного развития. Тем более что вы знаете нашу эпоху такого индустриально-бюрократического влияния, когда кто-то там борется за какие-то посты, за какие-то заводы и прочее, а там бороться не за что, никакой основе нет, поэтому, как говорится, конкурентов у нас нет в этой идее.



Олег Кусов: В Грозном на месте мощного когда-то предприятия сегодня почти ничего нет.



Руслан Хасбулатов: Пыль. Нет, ровное место, вот в чем дело. Поэтому назначить меня на эту должность не представляет, в общем-то, большого труда, если будет согласие фактически Москвы. Естественно, что местные руководители, республиканские, я в этом не сомневаюсь, они будут только приветствовать это. Но ему же надо и помогать. То, что я предлагаю, это одна из форм такой активной помощи. Не просто в качестве советника: делай то, делай это, надо вот это делать… Там же достаточно большая безработица, 60-70 процентов безработицы. Поэтому мне кажется, что восстановление этого завода – это было бы все-таки не только проблемой местного значения, но и общероссийского значения.



Олег Кусов: В годы Великой Отечественной войны заводом руководил отец Хасбулатова. Как пишет Руслан Хасбулатов премьер-министру Владимиру Путину, «в тот период ежедневно усилиями руководства завода на фронт отправлялось до 15 танков с экипажами». У «Красного молота» богатая история.



Руслан Хасбулатов: Основателями этого завода были промышленники фактически всего Северного Кавказа. Он сразу создавался как интернациональное предприятие. Вот я теоретически много занимался транснациональными корпорациями, так вот, этот завод создавался именно как международная корпорация. Там были предприниматели из Чечни, Ингушетии, Кабарды, Осетии, Дагестана, Ростова, Москвы, Петербурга, британские, французские предприниматели. В основном там был британский капитал. Но вы знаете, интересен вот этот дух интернационализма. В самые лучшие годы расцвета там было более 30 тысяч рабочих. Причем опять-таки практически весь кавказский этнос присутствовал на этом заводе, и не только кавказский, но и европейский, американский. Очень был передовой завод. Он не только производил оборудование по нефтепереработке, нефтедобывающее, а весь спектр машиностроительной продукции того периода.



Олег Кусов: Это предприятие, по мнению Руслана Хасбулатова, и сегодня могло бы работать на экономику всех северокавказских республик.



Руслан Хасбулатов: Там можно было бы, я так полагаю, надо было бы распространить деятельность этого завода с точки зрения интересов соседних регионов. Действительно, как кластерное образование, которое бы вписывалось в развитие всего Северокавказского региона. В становлении этого завода могли бы быть заинтересованы и соседние регионы, республики, области, края. Поэтому я бы хотел быть полезным для народа, для общества. Я же объездил весь мир еще до падения Советского Союза, как профессиональный экономист, и знаю, как работают заводы, как работает менеджмент. Я видел и германские заводы, американские, французские.



Олег Кусов: Говорил экс-спикер Верховного совета России Руслан Хасбулатов. Ответа от премьер-министра он пока не получил.


XS
SM
MD
LG