Ссылки для упрощенного доступа

Лидеры "большой восьмерки" провели совместное рабочее заседание


Группа лидеров "большой восьмерки" на встрече в Тояко, Хоккайдо. 8 июля 2008
Группа лидеров "большой восьмерки" на встрече в Тояко, Хоккайдо. 8 июля 2008

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Данила Гальперович.

Андрей Шарый: На саммите "большой восьмерки", который проходит в Японии, лидеры восьми индустриально развитых стран сегодня провели совместное рабочее заседание. Обсуждаются рост цен на нефть, опасность мирового продовольственного кризиса, проблемы борьбы с коррупцией и проблемы глобального потепления.

Данила Гальперович: Курорт Тояко на японском острове Хоккайдо во вторник обзавелся восемью деревьями, посаженными бесплатно - их сажали лидеры стран "большой восьмерки" после совместного фотографирования и перед тем, как начать первое пленарное заседание саммита. Пока жены глав семи государств в рамках своей программы ходили на местный продуктовый рынок, их мужья и германский канцлер Ангела Меркель говорили о мировом рынке продовольствия, ценах на нефть и борьбе с контрафактной продукцией. Итогом заседания стало то, что лидеры "восьмерки" заявили о необходимости снижения цен на нефть с помощью увеличения добычи и, по некоторым сведениям, стали готовить политическую декларацию, которая появится в среду. К журналистам в перерыве заседания вышел российский президент Дмитрий Медведев.

Дмитрий Медведев: Как раз "восьмерка" для того и была придумана, чтобы лидеры крупнейших экономик, крупнейших стран могли пообщаться и найти какие-то нестандартные решения. Само появление "восьмерки" было связано с энергетическим кризисом, который разразился в Европе в середине 70-х годов, и сегодня об этом напоминали. То есть мы вернулись, правда, на новом уровне, к рассмотрению тех же вопросов.

Что касается моих коллег, моих товарищей, то с частью из них я просто был знаком, для меня это уже не первый контакт, с кем-то из них я познакомился. Но, наверное, самое главное в этой ситуации то, что мы общаемся неформально и с галстуками, и без галстуков, общаемся по именам. Это тоже облегчает контакты, не нужно титулы и должности перечислять.

Данила Гальперович: По словам Дмитрия Медведева, Россия очень активно включилась в обсуждение продовольственной темы и даже выступила с несколькими инициативами.

Дмитрий Медведев: Говорили о причинах продовольственного кризиса. Увеличение потребления в мире в целом использования новых видов биологического топлива, как возможная причина. Некоторые другие. Помимо того, чтобы разобраться в причинах, естественно, необходимо обсудить и то, что делать в будущем. Это тоже обсуждалось. Договорились о том, что будут создаваться и специальные фонды, а также будет осуществлена адресная помощь наиболее пострадавшим государствам, но в то же время нужно думать и о том, как рационализировать эту систему. В этой связи нами было сделано два новых предложения, одно из них связано с необходимостью возникновения нового формата внутри "восьмерки", это формат, в котором принимают участие министры сельского хозяйства государств "восьмерки". Это предложение было поддержано. И проведение такой специальной сессии, как саммит по зерновой проблематике или так называемый "зерновой саммит", где бы обсуждались и причины роста цен на зерно, и возможные способы стабилизации ситуации в этой сфере.

Данила Гальперович: Однако многие скептики говорят о том, что Россия все же достаточно существенно отличается по уровню жизни своих граждан от других стран "восьмерки", и налицо очевидное противоречие: не сумев накормить нуждающихся в своем государстве, российская власть на равных участвует в решении продовольственных проблем целого мира. Впрочем, эксперт Московского центра Карнеги Маша Липман говорит, что России не впервой быть членом клуба, правила которого она не соблюдает.

Маша Липман: Такая роль для России не в новинку. Если мы посмотрим, например, на XIX век, всякая, конечно, аналогия хромает, но бедность, неграмотность, крепостное население, я имею в виду большую часть, и элита, которая чувствует себя совершенно органично с элитами европейских стран, это язык и культура, одни и те же курорты, одни и те же наряды, элита совершенно естественно интегрируется, вписывается в элиту европейскую, притом, что страна, Россия, очень отстает от европейских стран в том, что касается другой части населения. Если мы посмотрим на XX век, то Советский Союз был главной страной коалиции победителей и именно в этом качестве стал одной из ведущих стран и, в общем, одной из двух ведущих стран в период послевоенного развития. И постольку, поскольку Вторая мировая война во многом определила мировое развитие во второй половине XX века, эта роль России была естественна, притом, что по сравнению с западными странами российское, советское население было нищим, так оно воспринимало себя, когда советские солдаты входили даже в Германию, и так воспринимали оккупанты, немцы, те условия жизни, которые они увидели в России. И, тем не менее, в военный период и после войны никто не сомневался в том, что Советский Союз по праву занимает место либо на пару с Соединенными Штатами, либо как член коалиции победителей. Тут, конечно, ядерное оружие и членство в ядерном клубе, и членство постоянное в Совете безопасности - все это позволяло России занимать это место, России, Советского Союзу, главным образом в ходе холодной войны, когда Советский Союз стал одним из двух полюсов, одним из двух мощнейших центров влияния. Это место Россией утрачено, но нащупывание своего нового места, конечно, идет на тех же путях все-таки одной из главнейших держав. То, что сегодня Россия в качестве члена "восьмерки" на равных с наиболее развитыми демократиями и рыночными экономиками в решении этих проблем участвует, это отчасти позволяет России нащупать это свое новое место.

Данила Гальперович: И все же сторонники участия России в «большой восьмерке» говорят, что Москва, принимая участие в группе восьми, хотя бы периодически должна будет оглядываться на мнение тех, кого Дмитрий Медведев на нынешнем саммите назвал «своими товарищами».

XS
SM
MD
LG