Ссылки для упрощенного доступа

В Ингушетии вооруженные группировки совершили нападения на несколько населенных пунктов


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Олег Кусов.



Александр Гостев: В минувшие сутки резко обострилась ситуация в Ингушетии. Незаконные вооруженные группировки совершили несколько нападений. Наиболее крупное из них произошло в селении Мужичи, в котором нападавшие расстреляли трех человек, ограбили магазин и угнали два автомобиля. Вооруженные нападения на сотрудников милиции произошли вчера вечером в Назрани и Берд-Юрте, ранен один человек.



Олег Кусов: По данным ингушских правоохранительных органов, в нападении на Мужичи участвовала вооруженная группа примерно из 10-15 человек. Вооруженные люди убили трех жителей села, ограбили магазин, угнали два автомобиля. Сотрудникам милиции осталось только организовывать преследование вооруженной группы, объявлять перехваты и открывать уголовное дело.


Рассказывает наш корреспондент в регионе Ахмед Султанов.



Ахмед Султанов: Целый день в горах Сунженского района Ингушетии местные правоохранительные органы совместно с армейским спецназом проводили мероприятия по розыску группы боевиков, совершившей накануне ночью нападение на селение Мужичи. В результате этой акции боевиками были убиты трое местных жителей и один ранен. Прокуратурой возбуждено уголовное дело по нескольким статьям Уголовного кодекса, сообщил источник в правоохранительных органах республики.


Жители небольшого горного селения Мужичи потрясены убийством своих односельчан и не понимают причин, послуживших этому. Из убитых никто не имел отношения к силовым структурам, лишь один - владелец продуктового магазина Руслан Дариев - два года назад служил в милиции. Второй убитый - это учитель местной школы, преподававший основы безопасности жизнедеятельности Хусейн Торшхоев. Кроме этого, жертвой нападавших стал и 70-летний старик, попытавшийся их остановить.


Нападавшие уехали в направлении соседнего селения Верхний Алкун. Там они бросив захваченные автомобили и скрылись в лесу. Все розыски их, продолжавшиеся целый день, не дали результатов.



Олег Кусов: Вооруженное нападение произошло на глазах у некоторых сельчан. Один из них рассказал журналистам о тот, что он видел.



Житель селения Мужичи: Сосед услышал выстрелы, вышел и, так сказать, по-стариковски объяснил: "Что вы тут делаете? Что вы стреляете? Почему вы тут беспредельничаете?" И они прямо выстрелили в него, убили его и уехали дальше.



Олег Кусов: Обстрелы сотрудников милиции вчера произошли и в других населенных пунктах Ингушетии - Назрани и Берд-Юрте. Ранения получил один человек. Никого из нападавших задержать не удалось. В МВД Ингушетии заявили, что принимаются меры по преследованию и блокированию нападавших. На местах обстрелов работает оперативно-следственная группа. Проводятся необходимые следственно-оперативные мероприятия, направленные на установление и задержание преступников.


Вооруженные нападения с пугающей регулярностью продолжаются во многих республиках Северного Кавказа. Это означает, что радикальные исламистские группировки не прекратили своего существования, несмотря на заявления российских и чеченских официальных лиц. Так считает обозреватель газеты "Время новостей" Иван Сухов.



Иван Сухов: Очень многие люди, которые отстаивали, так скажем, свои идеи с оружием в руках, боролись за то, чтобы отделить эту территорию от Российской Федерации. Сейчас это вторая - религиозная война под знаменем радикального ислама так называемого. И даже это, наверное, не полная характеристика, потому что мотивацию для многих людей, которые сейчас продолжают сражаться против правоохранительных структур, составляет ненависть к местной власти. Очень большое недоверие к местной власти в северокавказских республиках. К сожалению, меры, которые принимались в последние годы, оказались недостаточными для того, чтобы это доверие возобновить. Где-то более-менее успешные назначения произведены, но люди, которые оказались на руководящих постах, после этих назначения не смогли справиться с ситуацией, которая не устраивает жителей этих республик.


И, в общем, портрет именно таков: это люди, которые сражаются против местной власти, и люди, которые сражаются против того, чтобы им не давали верить так, как они считают нужным. Потому что очень часто те, кого мы называем радикальными мусульманами, совсем не предполагают с ходу браться за оружие, а просто сложившийся альянс местной милиции и традиционных муфтиятов, на самом деле, своими так называемыми профилактическими мероприятиями по отношению к этой группе молодежи, которая не признает авторитета традиционного муфтията из-за того, что традиционному муфтияту не всегда хватает даже религиозного образования, и традиционный муфтият рассматривается во многих республиках, как такой идеологический отдел при местной администрации, возникают такие движения в пользу отказа от авторитета традиционного муфтията. Традиционному муфтияту это, естественно, не нравится, он в сотрудничестве с милицией начинает преследовать этих альтернативных верующих, которые изначально и не собирались закладывать фугасы и заряжать автомат Калашникова. Милиция начинает совершать рейды, громить эти общины, таскать людей на допросы, на этих допросах совершать с ними нехорошими вещи. И, таким образом, сталкивает в область вооруженного подполья людей, которые изначально, в общем, и не собирались принимать в нем участие.



Олег Кусов: Вооруженные группировки помолодели. Продолжает Иван Сухов.



Иван Сухов: Еще лет пять назад стала замечаться тенденция, что вот эти вот боевики первого поколения, которые прошли первую войну в Чечне, они ведь не только чеченцы были, но приезжали и из других республик, - они устали уже. Это, в общем, такие зрелые мужики, у которых семьи, конечно, и им трудно уже бегать с автоматом по горам, они хотят заниматься нормальным домашним хозяйством. Многие люди из того первого поколения демобилизовались, можно сказать. А молодежи, конечно, много, потому что плюс к этой относительно образованной городской прослойке есть ведь еще такой опасный слой, особенно в Чечне, которая находилась в состоянии кризиса в течение многих военных лет, и выросло поколение детей, у которых очень слабое школьное образование. Обо всем это социологи предупреждали, когда еще первые танки вводили в Чеченскую республику в 1999 году, на наших глазах выросли все эти социальные проблемы.



Олег Кусов: Молодежь должна оказаться в центре внимания светских властей, а не радикальных исламистских группировок, полагает руководитель дагестанской общественной организации "Альтернатива насилию" Умар Джавтаев.



Умар Джавтаев: Силовыми методами, методами запугивания и так далее мы ничего не добьемся. Надо создавать различные программы и работать над этими программами. Мы сейчас проводим ряд мероприятий, направленных на общественный диалог молодежи и власти. То есть какие-то переговорные площадки, молодежь и местная власть вырабатывают совместные программы. Конечно, надо дать надежду молодым людям на экономическое какое-то развитие, дать им возможность поверить в свои силы. В основном радикальные группировки рассчитывают на кого? Они рассчитывают на социально уязвимые слои населения. Вот надо работать в этом направлении, чтобы вытащить их из рук вот этих радикальных группировок. А для этого нужны экономические программы на государственном уровне. Во-вторых, уровень образования, который получает молодежь, не дает им возможность быть востребованной в других регионах, я уже не говорю о загранице.



Олег Кусов: Говорил руководитель дагестанской общественной организации "Альтернатива насилию" Умар Джавтаев.


XS
SM
MD
LG