Ссылки для упрощенного доступа

На саммите "большой восьмерки" в Японии поднимался вопрос об индустрии производства биотоплива


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Сергей Сенинский.



Александр Гостев: На завершившемся сегодня в Японии саммите «большой восьмерки» речь шла и об индустрии производства биотоплива, которое пока производится в основном из сельскохозяйственных культур, - как о факторе, способствующем росту цен в мире на продукты питания. Однако в итоговых документах саммита говорится не о сокращении этого производства, а о переводе на другое сырье.



Сергей Сенинский: Во многих странах мира стремительный рост цен на продукты питания связывают с бумом производства биотоплива. Соответственно, говорят критики, сельскохозяйственного сырья, идущего на его производство - пшеницы, ячменя, кукурузы, подсолнечника или сахарной свеклы - уже не хватает для всего остального, то есть продуктов питания. Из Мюнхена - сотрудник немецкого исследовательского института IFO Манфред Шепе.



Манфред Шепе: Непростой вопрос... Цены на сахар, например, в отличие от цен на зерно, остаются прежними, хотя как сахарная свекла, так и сахарный тростник все шире используются для производства биотоплива. Это объясняется избыточным производством сахара во всем мире и, в частности, в Южной Америке. Причем его объемы настолько велики, что даже производство биотоплива из этих продуктов не отражается пока на цене самого сахара. В Европе, например, производство сахара сейчас сократили. Так что определить, в какой мере расширение производства биотоплива приводит к росту мировых цен на продукты питания, очень непросто. Но такой эффект, бесспорно, существует.



Сергей Сенинский: Влияние индустрии биотоплива на цены сельскохозяйственных продуктов имеет и региональные отличия, добавляет Чад Харт, исследовательский Центр сельскохозяйственного развития, штате Айова, США.



Чад Харт: Спрос на биотопливо растет очень быстро. Но я бы не рискнул оценить, насколько велик вклад этого спроса в рост цен на сельскохозяйственные продукты и продукты питания. И, конечно, влияние этого фактора на цены очень разнится по регионам мира. Например, в Бразилии биотопливо делают в основном из сахарного тростника. Стало быть, это влияет на цену сахара и продуктов питания, в производстве которых он используется. А в США львиная доля всего биотоплива производится из кукурузы.



Сергей Сенинский: Действительно, еще 3 года назад на производство биотоплива в США уходило менее 10 процентов всего урожая кукурузы. В 2008 году, по прогнозам, эта доля может составить уже 25-30 процентов. Тем не менее, отмечают эксперты, доля исходного сырья в себестоимости тех же кукурузных хлопьев составляет считанные проценты. Гораздо больших затрат в их производстве требуют расфасовка, наклеивание этикеток, упаковка и доставка и так далее. Доля сырья в ценах конечных продуктов питания сильно разнится, поэтому далеко не всегда может считаться для них определяющей.


Из Москвы - Андрей Сизов, аналитический центр «Совэкон».



Андрей Сизов: Если говорить о себестоимости, в большинстве случаев напрямую стоимость зерна и стоимость конечных продуктов связывать нельзя. Скажем, по такому важному социальному продукту, как хлеб, стоимость зерна в цене хлеба составляет 20-30 процентов. По растительному маслу стоимость в его цене самих масличных - 30-40 процентов. По мясу стоимость зерна в мясе может составлять от 50-60 процентов и даже до 70 процентов. То есть повышение цен на зерно влияет на цены на конечные продукты. Но степень этого влияния зависит от того, какую долю в себестоимости той или иной продукции составляет зерно.



Сергей Сенинский: Доля зерна в цене хлеба 20-30 процентов - это в России. В странах Европы или в США она не превышает 10 процентов. И, в отличие от США, в Европе биотопливо производится в основном не из зерновых. Из Германии - редактор немецкого ежемесячного журнала Neue Energie («Новая энергия») Мартин Бенсманн.



Мартин Бенсманн: В Европе и в Германии, в частности, биотопливо обычно производится из масличных культур - в основном, из рапса. Но в целом объемы этого производства настолько незначительны, что оно пока не оказывает никакого влияния на цены на зерно. Здесь больше проявляется спекулятивный фактор.



Сергей Сенинский: Все страны мира, где сегодня производится биотопливо, так или иначе субсидируют его за счет казны - например, субсидиями или разного рода налоговыми льготами. Значит ли это, что без таких субсидий и сегодня, и в ближайшем будущем - даже при высоких ценах на нефть и газ - биотопливо будет по-прежнему неконкурентным по сравнению с обычным?



Мартин Бенсманн: Думаю, пройдет еще немало лет, прежде чем биотопливо сможет конкурировать с обычными нефтепродуктами. В Германии, например, его производство субсидируется за счет более низкого налога на такой бензин. Если бы не субсидии, у биотоплива не было бы никаких шансов, и частные компании (как правило, это - средние предприятия), тут же утратили бы интерес к нему. Еще несколько лет назад биодизель был вообще освобожден в Германии от налога на автомобильное топливо. Теперь этот налог появился, хотя и льготный. Но уже сейчас производство биотоплива в стране сокращается. Многие водители, особенно грузовиков, постепенно отказываются от него, ведь они могут заправиться более дешевым, чем в Германии, обычным дизелем в соседней Голландии или странах Восточной Европы...



Сергей Сенинский: В России объемы производства биотоплива остаются пока более чем скромными. Андрей Сизов...



Андрей Сизов: Пока эти масштабы крайне невелики. Есть много заявлений, много планов, но реально делается очень мало. Есть небольшие проекты - в первую очередь, на уровне фермерских хозяйств, на уровне сельхозпредприятий, когда сельхозпроизводитель сам производит биодизель из масличного сырья и использует этот биодизель для обработки своего собственного поля, но не для поставки на рынок. О каких-то крупных коммерческих проектах, ориентированных на поставку биотоплива на российский рынок, на внешние рынки, пока говорить рано. В этом Россия отстает, скажем, от Казахстана, где уже реально существует один крупный проект.



Сергей Сенинский: В итоговых документах только что завершившегося саммита «большой восьмерки» биотопливо упоминается один раз - в заявлении о продовольственной безопасности в мире. В одном из его положений говорится о необходимости ускорения разработок и скорейшей коммерциализации производства биотоплива «второго поколения» - из непищевого сырья. К нему относят, в частности, и солому, и опилки, и органические отходы животноводства.


XS
SM
MD
LG