Ссылки для упрощенного доступа

Англиканская церковь разрешила женщинам становиться епископами


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие обозреватель Радио Свобода Кирилл Кобрин.



Александр Гостев: На недавнем синоде иерархи англиканской церкви решили разрешить женщинам становиться епископами. На синоде разыгралась настоящая драма с нешуточными страстями. Они продолжают бушевать и сейчас, как за пределами церкви, так и внутри нее. Вчера, например, Ватикан выступил с очень резкой критикой решения высшего англиканского органа. О драматическом событии в жизни англикан, о том, насколько равноправие женщин возможно в современных христианских церквах, мой коллега Кирилл Кобрин побеседовал с московским историком религии Борисом Фаликовым.



Кирилл Кобрин: Синод англиканской церкви принимает решение о разрешении женщинам служить в епископском сане. Реакция Ватикана совершенно очевидная – отрицательная. Почему так резко выступил Ватикан? В сущности, ведь англиканская церковь не до конца протестантская, она недореформированная.



Борис Фаликов: Вы совершенно правы. Она недореформированная, и в ней в настоящее время существует как бы три крыла. Одно крыло – либеральное, и к нему принадлежит епископ Роуэн Уильямс, епископ Кентерберийский. Второе крыло называют - англокатолики, которые достаточно близки к католической церкви, это зародилось еще в Оксфордском движении XIX века, и с тех пор они как бы не хотят реформироваться, их еще называют традиционалистами. И третье крыло – это евангелисты, англикане-евангелики, они достаточно консервативны, они за реформацию, но они на нее смотрят совсем по-другому, нежели либералы. И поэтому когда возникла у либералов идея вначале рукополагать женщин-священников (это произошло сравнительно давно, по-моему, в начале 1990-х еще), уже тогда вот эти два крыла церкви, я имею в виду англокатоликов и евангеликов, к этому отнеслись сугубо отрицательно, они критиковали это с разных точек зрения, но отнесли отрицательно. И уже тогда начался отток англикан в католическую церковь, англикан-традиционалистов. Поэтому то, что произошло сейчас, это вполне логично, это в русле тех перемен, которые происходят в англиканской церкви, потому что сейчас либералы составляют в ней большинство. С другой стороны, этот процесс происходит довольно болезненно и, естественно, он вызывает критику со стороны Ватикана, потому что Ватикан придерживается здесь совершенно традиционных представлений о том, что женщина не может быть рукоположена ни в священники, ни тем более посвящена в епископы.



Кирилл Кобрин: А почему, с теологической точки зрения?



Борис Фаликов: Во-первых, потому что в самом Новом Завете на этот счет содержатся совершенно четкие предписания. Таких предписаний достаточно много в посланиях апостола Павла, содержатся они и в самом Новом Завете. Поэтому, с традиционной точки зрения, это богословски очень сложно и практически невозможно. Но, как мы понимаем, в Новом Завете и тем более в Ветхом Завете содержится огромное количество вещей, которые сформированы тогдашней историей и тогдашней культурой. Как мы понимаем, с тех пор культура сдвинулась, развивается. И, естественно, либералы считают, что эта вот развивающаяся культура требует каких-то новых церковных форм. Другое дело, что, на мой взгляд, либералы с трудом находят богословские какие-то решения по этому вопросу, поэтому они в основном прибегают к социальным и к политическим решениям, то есть они проецируют на церковь какие-то свои представления о прекрасном, свои представления о демократии и прочее, прочее. Это работает. Они составляют большинство, я повторяю, в англиканской церкви. Но, на мой взгляд, им не хватает богословской проработки этих идей.



Кирилл Кобрин: Но ведь Роуэн Уильямс, архиепископ Кентерберийский, известен, как ученый-теолог.



Борис Фаликов: Да, он достаточно основательный и глубокий теолог, действительно, это так, но сейчас ему приходится заниматься массой различных политических вещей. Дело в том, что он пытается все-таки спасти церковь от раскола. В свое время, когда стали рукополагать женщин, англиканскую церковь удалось спасти от раскола. Каким образом? Не богословским, нет, а вполне политический ход был сделан. Придумали так называемых «летающих епископов». В тех приходах, где преобладали традиционалисты, которые не хотели, чтобы у них были женщины-священники, они могли окормляться у епископов, которых называли «летающими», потому что они могли перемещаться географически и могли окормлять традиционалистскую паству. И поэтому Роуэн Уильямс сосредотачивался на таких политических решениях.


Но сейчас то, что произошло в синоде, оказалось гораздо хуже, потому что сейчас, похоже, церкви не удастся избежать раскола. Там была идея, аналогичная идее «летающих епископов», так называемая идея «суперепископов», которые должны были выполнять ту же функцию, что и «летающие епископы» уже на более высоком уровне. Так вот, синод большинством эту идею отверг. Поэтому сейчас, похоже, англиканской церкви грозит раскол. И вот это триединство как бы трех направлений англиканской церкви, пусть оно очень шаткое, пусть оно было очень такое зыбкое, но все-таки какой-то баланс сохранялся, вот теперь, очевидно, ему грозит очень серьезный кризис.


XS
SM
MD
LG