Ссылки для упрощенного доступа

МИД России признал, что самолеты российских ВВС совершили полет над территорией Южной Осетии


Южноосетинские войска охраняют границу между Северной и Южной Осетией (соответственно, между Россией и Грузией) в Нижнем Руке. 3 июля 2008
Южноосетинские войска охраняют границу между Северной и Южной Осетией (соответственно, между Россией и Грузией) в Нижнем Руке. 3 июля 2008

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие журналист Вадим Дубнов .

Андрей Шарый: Сегодня МИД России признал, что самолеты российских Военно-воздушных сил совершили полет над территорией Южной Осетии. Якобы это было сделано с целью разрядить обстановку в районе грузино-осетинского конфликта. "Как показало дальнейшее развитие событий, уже этот шаг позволил охладить горячие головы в Тбилиси и предотвратить развитие ситуации по силовому сценарию, вероятность которого была боле чем реальной" - цитирую я комментарий Министерства иностранных дел. Сейчас в прямом эфире Радио Свобода известный московский эксперт по постсоветской проблематике, независимый журналист и политолог Вадим Дубнов.

Вадим, о чем свидетельствует признание Москвой факта того, что ее самолеты залезли в чужое воздушное пространство? Свидетельства силы, слабости, чего Москва добивается?

Вадим Дубнов: Я думаю, что Москва добивается в данном случае некой аллюзии с покойным генералом Лебедем, которые когда-то тоже с помощью артиллерии вроде бы утихомирил и охладил горячие головы в Чечне. Думаю, что по своей фактической сути здесь все немножечко не так, потому что думаю, что этим Москва показывает некую свою решимость идти в своей новой позиции до конца, в чем она, на мой взгляд, все равно не очень убедительна.

Андрей Шарый: А что такое новая позиция Москвы?

Вадим Дубнов: Новая позиция Москвы - это опять же достаточно двухголовая позиция, так сказать, двухголовая сила власти, потому что вообще сама позиция Москвы по грузинскому вопросу сейчас, мне кажется, достаточно динамичная и зыбкая. Потому что, с одной стороны, Москва с некой заинтересованностью отнеслась к тому, что некоторое время назад предлагалось и Тбилиси, и достаточно пассивно, но, тем не менее, тоже с интересом оценивалось Сухуми, - это так называемый план Аласании, план, предложенный Тбилиси официально, по-моему, разработанный больше все-таки американскими коллегами, и в этой ситуации брезжил какой-то свет, появлялась какая-то возможность урегулирования. Что было, по-моему, на руку утверждающейся части российской власти. И то, что происходит сейчас, мне кажется реакций на тот призрак конструктивности, который был несколько недель назад, потому что, в общем, Москва, объективно говоря, со своей точки зрения, она соглашается на проигрышный для себя план, потому что, в общем, единственное, что она получает в этой ситуации, это отказ Грузии от НАТО. А эту переговорную позицию, собственно, Москва сама и подарила Грузии своей жесткой антинатовской позицией.

Андрей Шарый: Вадим, верно я вас понимаю, что вы ведете разговор о том, что в российском руководстве есть, ну, это само по себе не секрет, конечно, умеренные, есть радикалы, "ястребы" и "голуби", что утверждающаяся часть российского руководства - это якобы группа Медведева, и они хотят, условно говоря, миротворческих каких-то инициатив, а есть еще и другие люди, которые хотят постоянного нагнетания напряженности, - верно я понимаю вас?

Вадим Дубнов: Безусловно. И такие люди есть, разумеется, и в Тбилиси, такие люди есть и в Сухуми. Просто ситуация усугубляется тем, что противостояние или коллизия, скажем так, в российской власти все-таки потихонечку раскручивается.

Андрей Шарый: Вот визит Кондолизы Райс по обочине, так скажем, бывшего советского военного блока - и в Прагу, и сейчас вот в Тбилиси - вызвал приступы ярости у таких записных российских патриотов и в то же время, видимо, повысил озабоченность Москвы, если даже судить по официальным заявлениям МИДа после подписания договора с чехами и вот сейчас, после того, что происходит в Грузии? На самом деле, вы считаете, что визит госсекретаря имеет какую-то важную стабилизирующую роль для этих регионов или не нужно было ей ехать?

Вадим Дубнов: Нет, я думаю, что это логичный визит, потому что все, что происходит в последние недели, включая тот план, который был предложен, это, в том числе, и повышение роли американцев в этом регионе. Потому что американцы явно меняют формат своего участия, а я думаю, что не за горами то время, когда американцы будут всерьез разговаривать и с Сухуми, не с Цхинвали, а с Сухуми потому что в Сухуми режим более-менее состоялся. И призраки этого мы уже тоже наблюдаем, потому что господа Райс и Аласания ездили в Сухуми - это было, по-моему, достаточно в обход официального режима Тбилиси. И президент Саакашвили, скорее, был поставлен в известность, чем руководил этим процессом. Это все говорит о том, что американцы меняют степень участия. И думаю, что это тоже является достаточно, с одной стороны, раздражающим фактором, а с другой стороны, меняет отношение всех сторон. Потому что, скажем, Багапшу это может быть достаточно интересно, потому что американцы действительно могут дать какие-то гарантии, но у Багапша есть своя оппозиция, и достаточно жесткая, считающаяся промосковской, и ему здесь тоже нельзя допускать ошибок, и он их, конечно, пытается не допускать.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG