Ссылки для упрощенного доступа

Юлий Гусман о бакинских мифах советского времени


Юлий Гусман. 2005
Юлий Гусман. 2005

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие кинорежиссер Юлий Гусман.

Андрей Шарый: Своими воспоминаниями о бакинских мифах советского времени делится кинорежиссер Юлий Гусман, который родился и вырос в Азербайджане.

Юлий Гусман: Рядом со мной, через три года, был музей-квартира одного из 26 бакинских комиссаров, Мешадибека Азизбекова, и даже его прямые родственники жали в нашем стареньком, даже дряхленьком доме. Действительно, 26 комиссаров в то время, в эпоху моей юности, это была такая знаковая вещь, такой иероглиф революции в Азербайджане. Был Дворец культуры 26-ти комиссаров, улицы, парки, скверы, сады, заводы и, конечно, два памятника этим выдающимся революционерам. Пришло время – и выяснилось, что эти выдающиеся революционеры были такие же выдающиеся… там было много случайных людей, более того, они принесли на землю Азербайджана, в общем-то, на свою землю, там большинство было жителей тогда этих мест, огромное количество горя и страданий. К сожалению, все это выясняется позже. Но история обратного хода не имеет, но вот памятники, улицы, самолеты, пароходы, которые называются в честь людей, которые обагрили свои руки кровью, мне кажутся чудовищным кощунством перед памятью тех людей, которые стали жертвами их тщеславия, амбиций, стремлений или хотя бы, мягко говоря, заблуждений.

Андрей Шарый: Вам понятно, кто они были? Это были такие кровавые палачи или действительно люди, преданные путь неправильной идее, но все-таки преданные, истово ей служившие, или это просто были какие-то случайные люди, волею истории собранные в одно вот это правительство, Совнарком бакинский.

Юлий Гусман: Даже историки, мне кажется, так много напутали и путают. Не очень даже понятно вообще, на мой взгляд, огромное количество пятен в нашей исторической памяти покрываются то розовой, то голубой, то темной, то серой, то прозрачной, какой-то оранжевой краской. Это все, мне кажется, делается неслучайно. Я не очень, честно говоря, убежден в том, что там были только кровавые палачи или там были юные, влюбленные в романтику революции люди. В Азербайджане в 19-20-х годах была демократическая революция, был свободный парламент, но его задушила интервенция 11-ой Красной армии под командованием Орджоникидзе и Микояна, с помощью этих комиссаров. Много было легенд, преданий, как их расстреляли, поэмы какие-то: «Двадцать шесть их было, двадцать шесть… Пусть летит над песками весть…» К этому приложили руки поэты наши, советской эпохи. Мы не проводим суда никогда над историей, мы не очищаем свою память от прошлого, мы не пытаемся разобраться объективно, а мы все время реставрируем. 26 комиссаров – отдельный нарыв, отдельная часть великой империи, которая была, как бы это страшно в то время ни казалось. Мы даже роль Сталина не можем никак окончательно определить, кто это – замечательный менеджер с недостатками, эффективный управленец или кровавый, палач, злодей, бандит.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG