Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Варшаве Александр Лемешевский.
Александр Гостев: В Польше в автокатастрофе погиб один из наиболее известных польских политиков, выдающийся историк и один из близких соратников Леха Валенсы в движении "Солидарность" профессор Бронислав Геремек.
Александр Лемешевский: В последнее время, после ухода с поста министра иностранных дел Польши в 2000-м, Бронислав Геремек не принимал активного участия во внутрипольской политической жизни. Польские избиратели не оказали доверия Демократической партии, которой он был одним из основателей, и эта политическая сила не попала в парламент.
Зато сам Геремек в 2004 году набрал больше всего голосов в Варшаве во время выборов в Европарламент, где и работал до последнего дня.
Бронислав Геремек: Я хотел бы служить Европе, которая объединяется. Служить от имени той части Европы, которая полвека, вопреки своей воли, от остальной Европы была далеко.
Александр Лемешевский: Говорил Бронислав Геремек в Европейском парламенте.
Геремек родился в Варшаве. О своем детстве профессор практически никогда не рассказывал. Получил историческое образование, затем вступил в Польскую объединенную рабочую партию, однако из партии вышел в 1968 году в знак протеста против интервенции войск Варшавского договора в Чехословакию.
В 70-е - один из создателей так называемых «летучих университетов», где подпольно молодым людям читали лекции без коммунистической цензуры. Затем - Комитет защиты рабочих и 80-й год - «Солидарность». Бронислав Геремек вместе с Тадеушом Мазовецким на собственном автомобиле приезжает в Гданьск к бастующим рабочим судоверфи и становится одним из главных советников Валенсы.
Бронислав Геремек: Это было время риска, но так же и время, когда польская интеллигенция почувствовала, что, наконец, что-то делает, а не живет только эпосом, литературными героями прошлого. Мы поняли, что происходит нечто очень важное, и мы в этом принимаем участие.
Александр Лемешевский: Во время военного положения Геремек вместе с сотнями других активистов, сидит в тюрьме.
Лех Валенса, чьи пути с Геремком разошлись в начале 90-х, так вспоминает своего бывшего соратника.
Лех Валенса: Несмотря на сегодняшнюю разницу во взглядах, это было великое время. И историю тогда творили люди великие, такие как Геремек.
Александр Лемешевский: В 1989-м Бронислав Геремек - одна из основных фигур польского круглого стола, в результате которого в стране состоялась мирная смена власти. Затем - парламент и пост министра иностранных дел.
Геремка, который всегда говорил, что польская земля пережила слишком много насилия и, по крайней мере, сейчас его нужно всячески избегать, нередко открыто критиковали за сопротивление так называемой «дикой люстрации», а исподтишка напоминали о еврейском происхождении, которое, «не позволяет как следует стоять на страже польских интересов».
Он верил в «чистую политику.
Бронислав Геремек: Великий американец Мартин Лютер Кинг говорил, что у основы любого порядочного политического движения всегда была светлая идея. Мечты также важны в политике.
Александр Лемешевский: Брониславу Геремеку было 76 лет.